Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк побеседовал с Pravda.Ru на тему очередного обострения отношений между Россией и Западом в связи с ситуаций на юго-востоке Украины.
Жители Донецка, Харькова и Луганска, объявившие о создании народных республик, попросили, чтобы Россия ввела войска. Накануне генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен опубликовал в The Telegraph статью, в которой отметил, что каждый союзник, а не только член НАТО, будет защищен.
Это просто риторика или реальная угроза?
- Мы живем в такой период, когда любая риторика может превратиться в серьезную угрозу. Решение проблемы Крыма уже достаточно дорого нам обошлись - санкции, выдворение из G8. Это большая цена, которую пришлось заплатить. Кто знает, вдруг получится так, что нам придется и дальше двигаться в этом направлении, а Запад в какой-то момент решит, что все, хватит с него, и надо уже переходить к каким-то серьезным действиям.
Так что, думаю, это дежурное предупреждение, что, мол, вы знаете, друзья, наше терпение может и лопнуть. В том случае, если Россия отзовется на эти самые штуки и начнет действовать в таком духе, мол, давайте вводить войска, обратно Украину возьмем. Мне кажется, Расмуссен изложил такую свою позицию, чтобы предупредить руководство России, что не надо слишком далеко заходить.
- "Современный мир - не детский сад, в котором есть некие воспитатели, назначающие наказания по своему усмотрению", - написал министр Сергей Лавров в колонке газеты The Guardian. Там же он попросил перестать указывать пальцем на Россию и утверждать, что Россия подрывает усилия, направленные на укрепление партнерских отношений на европейском континенте. Зачем Запад ищет российский след там, где его нет?
- Пропаганда есть пропаганда, напишут все, что угодно, и российский след при желании найдут где угодно: в Парагвае, в Новой Зеландии и так далее. А то, что действительно есть какая-то серьезная проблема, здесь я немного не соглашусь с нашим министром. Есть концепция ведущих держав и не ведущих держав, и для нас это проблема. Есть, скажем, пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые обладают правом наложить вето на любое решение. Не все страны обладают таким правом, только отдельные страны, которые чем-то в какое-то время завоевали право на такое положение.
Есть страны, которые являются официальными обладателями ядерного оружия. Они в свое время разработали договор о его нераспространении и заставили другие страны его соблюдать. То есть есть страны, в которых есть ядерное оружие, и страны, которым в этом отказано, включая всю иранскую ситуацию.
Поэтому говорить, что все равны и так далее - я не совсем соглашусь. Есть, действительно, страны ведущие, на которых лежит большая часть ответственности за состояние дел в мире. И есть страны, которые не испытывают такого чувства ответственности и ведут себя, как «отвязавшаяся пушка».
Поэтому здесь, если бы я мог посоветовать, не об этом надо писать, а о том, что Россия готова вести ответственные переговоры с другими ведущими странами Запада и решать реальные проблемы, а не становиться в позу и заявлять «вы нас не учите». Ничего стыдного в учебе нет, всегда надо учиться, потому что мир развивается, меняется, появляются новые понятия, новые элементы. Нет ничего дурного в том, чтобы изучать эти вещи, поэтому такая задиристая позиция мне не очень нравится.
- Если нам могут указывать, почему мы также не можем указать в ответ?
- За правом "указывать - не указывать" должно что-то находиться: сильная экономика, ядерное оружие, авторитет в мире и так далее. Тогда можно сказать: да, эта страна имеет право других учить или другим указывать, что делать. Иногда это пытаются делать страны, которые такого авторитета не имеют, или, наоборот, имеют негативный авторитет, и тогда говорят: ну что, еще будут учить других. Это вещь достаточно серьезная, хотя все «треплются» по этому поводу.
Это действительно так. Вот, скажем, я изучаю Америку: группировка стран самая мощная, самая развитая, страны, возглавляемые США - это авторитет. Они определяют технический прогресс, они определяют экономический прогресс, они определяют очень многие вещи в мире. Поэтому, хочешь - не хочешь, когда они говорят - надо прислушиваться. Есть страны, например, КНДР, тоже независимая страна и говорит очень многие вещи, но, откровенно говоря, к ним никто прислушиваться не хочет.
- Россия должна только прислушиваться?
- Почему только? Любая страна может завоевать авторитет, имеет право на то, чтобы к ней прислушивались. Был, например, период Горбачева, когда весь мир слушал, что скажем Москва. Потому что Москва говорила вещи, которые открывали новые перспективы, вообще переворачивали весь мир. Мы тогда все имели право на то, чтобы нас слушали, и говорить какие-то вещи, может быть, не очень приятные, другим странам, но, тем не менее, у нас такое моральное право было.
- Почему Запад не заставит новые власти выполнить требование федерализации, ведь это единственный способ успокоить юго-восток?
- Хотя идея федерализации плавает, все ее обсуждают, мне она не нравится. Может быть, сама по себе идея хороша, но ведь мы живем не во времена ослабевшей Османской империи, в которой был режим капитуляции. Когда те страны, которым она задолжала, и которые имели право, говорили ей все, что нужно делать.
Украина сейчас находится в очень сложной ситуации. И когда мудрецы со стороны говорят: давайте сделайте вот это и так далее, - не надо использовать слабость страны в силу разных причин, как предлог для того, чтобы ей давать какие-то условия. Она сама должна найти решение. Будет дружеский совет приемлем, пойдет она на него, не будет - не пойдет на него. Но ставить вопрос довольно жестко: пусть они сделают это и вот это, и тогда решат проблему, - могут только те страны, которые решили успешно свои проблемы, у которых нет проблем, скажем, с дорогами, с больницами, с больными детьми - такие страны могут так делать. Другие страны лучше бы промолчали.
- Возможны ли новые санкции против России?
- Конечно, это возможно, но пока это как слону дробина. Здесь есть серьезные проблемы, да, Россия действует сейчас не по правилам Запада. Но она имеет право на это, потому что те правила, которые Запад пытался внедрить в отношении России, России не нравятся. И Россия обладает достаточным авторитетом и весом, чтобы об этом четко сказать: нам не нравится расширение НАТО, нам не нравится система ПРО, нам не нравится то, что вы в Югославии делали, то, что вы в Косово сделали. Нам все это не нравится. Вы это делали, не согласовывая с нами, поэтому сейчас мы делаем то, что считаем нужным и не очень стремимся согласовывать с вами.
Вот в этом отношении мы пришли к какому-то кризису, так давайте его решим. Кризисные механизмы есть, все равно наши президенты созваниваются друг с другом, беседуют, и Лавров встречается с Керри. Так что, мне окажется, это не такая ситуация, которая может угрожать каким-то взрывом, пока, во всяком случае.
Другие комментарии по теме:
Геннадий Шмаль: Без российского газа промышленность Украины придет в еще больший упадок
Александр Голуб: Ситуацию на востоке Украины попробуют задавить репрессиями
Доминик Ливен: Евросоюз просто забыл о том, что Восточная Украина не сможет без России
Вячеслав Никонов: Борьба Запада против России не прекращалась никогда
Что вы думаете о новом витке напряженности на Украине? Чем закончится ситуация на юго-востоке страны? Что вы думаете о ситуации на Украине в целом?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.