Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко в интервью "Правде.Ру" рассказал, что досталось России от былой мощи ВПК СССР, и надо ли нам восстанавливать утраченные военно-технические связи с бывшими союзными республиками.
Что досталось России как преемнику СССР от былой мощи ВПК?
— Достались те предприятия, которые были на территории России, при этом были разорваны многие организационные цепочки, поскольку советский ВПК представлял собой единое целое. России пришлось либо заново восстанавливать какие-то производства, либо выстраивать какие-то кооперации с теми странами, которые были готовы к подобной работе.
В первую очередь, речь шла о Белоруссии и Украине. Кроме того, советский промышленный комплекс управлялся системой министерств, в рыночных условиях эта система управления в России оказалась нежизнеспособной, поэтому потребовалось создание крупных корпораций, в которые интегрировались разрозненные предприятия для того, чтобы выстроить единую военно-техническую и производственную политику.
В ряде областей вооружений мы ушли от иностранной зависимости, даже включая страны СНГ. В первую очередь, это касалось разработки твердотопливных баллистических ракет нового поколения, для наших стратегических ядерных сил, Россия пошла на то, чтобы создать исключительно российскую кооперацию предприятий.
Какое было разделение труда в плане ВПК между республиками СССР?
— Белоруссия, например, специализировалась на кластере электронной промышленности. На Украине были мощные центры двигателестроения и авиастроения, металлы были хорошие, танковые производства. Каждая из союзных республик вносила свой вклад, и в условиях, когда произошло разрушение единого пространства. России пришлось очень серьезно выстраивать новые кооперационные связи, новые взаимоотношения, зачастую ряд оборонных производств был перепрофилирован для того, чтобы начать новые проекты.
После распада Советского Союза был совершен уже на территории России ряд мошеннических схем, связанных с захватом собственности предприятий оборонно-промышленного комплекса, которая выведена сегодня непосредственно из системы ОПК, и ведется работа по обратному их возвращению.
Можете привести примеры?
— Очень характерным примером является ситуация вокруг научно-производственного объединения "Алмаз", расположенного на Соколе (район в Москве), где значительная часть собственности предприятия в результате мошеннических схем перешла в руки прежнего менеджмента. В настоящее время министерством внутренних дел в лице 4-го управления МВД ведутся проверочные мероприятия, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту незаконного отчуждения имущества НПО "Алмаз" прежним менеджментом этого предприятия, уволенным несколько лет назад за срыв государственного оборонного заказа по системам С-400.
Надо ли восстанавливать военно-технические связи с отделившимися и настроенными против России республиками, или Россия должна скоординировать все мощности внутри страны?
— У нас два государства, где есть мощный военно-промышленный комплекс — Украина и Белоруссия. Поэтому мы будем выстраивать политику кооперации только с этими странами. Я думаю, что здесь есть очень хорошие перспективы, с Белоруссией у нас вообще проблем никаких нет, рассчитываем, что наметившейся курс на политическое и экономическое движение между Киевом и Москвой позволит дать ряд крупных заказов украинской оборонке, которые будут работать в интересах Российской Федерации.
Читайте также:
"Калашников": до 2025 система лучше не появится
Фактор риска: что может помешать армии
СНГ - упразднить нельзя оставить
Какими способами ВПК России сможет достичь уровня времен СССР?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.