В Иране сегодня — "День тишины" — перед президентскими выборами. Какая обстановка складывается на политическом поле, и как можно охарактеризовать отношения между нашими странами "Правде.Ру" рассказала заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова.
К выборам в Иране относятся очень трепетно и серьезно. Поэтому верховный лидер страны еще в день революции и в Наврус объявил, что долг каждого иранца принять участие в выборах и назвал год судьбоносным.
Уже 11-й раз Иран выбирает президента. Избирательная кампания была очень бурной еще до того, как были отобраны кандидаты наблюдательным советом, их было выдвинуто довольно много, затем были оставлены восемь человек. Остались, в основном, представители умеренного консервативного лагеря и лагеря, который условно можно назвать более реформистским, то есть те, кто ближе к центру.
Кто выйдет победителем, неизвестно, так как выборы проходят оживленно, народу участвует много. Называют разных победителей. Еще неделю назад безусловным лидером был Саид Джалили — нынешний министр иностранных дел. Несколько дней назад на прошедших дебатах, где кандидаты рассказывают о своем видении внешней политики, повысились шансы Хасана Рухани, который больше относится к реформаторскому лагерю. Он долго занимался проблемами переговоров по ядерной энергии при правительстве Хатами, умеет вести переговоры с Западом, он очень сильный переговорщик.
Но в Иране очень много зависит от позиций рахбара. Шансы на то, что он поддержит Рухани не очень велики. Вероятней всего, будет кто-то из консервативного лагеря. Джалили остается кандидатом из наиболее вероятных. Неплохие позиции у Галибафа, мэра Тегерана, который сейчас, когда в Иране очень сложное экономическое положение, страна в изоляции, говорит в своей программе о необходимости исправить экономическую ситуацию и наладить отношения с мировым сообществом, чтобы снизить накал санкционного режима.
О необходимости снижения санкций и выстраивания по новому отношений с мировым сообществом говорят все кандидаты, кроме Джалили, который считает, что уступки Ирана Западу ни к чему не приведут. Возможно, и он пользуется поддержкой рахбара и каких-то кругов.
Ситуация в Иране очень непростая и очень интересная. Министерство внутренних дел тоже готовится к выборам заранее, усилена полиция, чтобы не допустить событий 2009 года, когда были массовые выступления против результатов выборов. Но ничего не исключено. Иран, как всегда, бурлит.
Какой кандидат был бы более желателен для России?
Отношения России с Ираном все последние годы при разных президентах были достаточно устойчиво хорошие. И если бы не санкционный режим в период Ахмадинежада, наши отношения развивались бы и дальше.
С середины 90-х годов до 2010 года наши экономические и политические отношения шли по нарастающей. У нас и сейчас они изменились в сторону наращивания. Мы стали чаще обмениваться делегациями разных уровней и по разным проблемам. Вопросы решаются разные, от региональных районных российских, потому что взаимодействующие Ирана с нашими регионами ведется довольно энергично, и до мировых. Например, по той же Сирии у нас идет постоянный обмен мнениями.
Наши политические связи, что отмечается экспертами во всем мире, шире наших экономических. Иран остается для нас очень выгодным, очень интересным партнером, потому что мы не продаем туда нефть и газ, у них хватает своего сырья. Мы действительно продаем свою готовую продукцию, и для нас это весьма выгодный рынок.
У нас довольно интересные предложения по экономическому сотрудничеству и в отношении транспорта, и в отношении энергетики. Если бы не санкционный режим, они бы шли по нарастающей, не смотря на мировой кризис, который затронул наши страны.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.