В среду утром по московскому времени стало известно о кончине президента Венесуэлы Уго Чавеса, лидера боливарианской революции и ярого противника США. Стоит ли теперь ожидать в связи с этим активизации США на венесуэльском направлении? Существует ли вероятность "оранжевой революции" в стране, ведь, как известно режим Чавеса США уже пытались свергнуть в 2002 году? Мы обратились за комментарием к президенту Академии геополитических проблем РФ, доктору исторических наук, генерал-полковнику Леониду Ивашову.
— Прежде всего нужно говорить в целом о Латинской Америке или о Южной Америке. Там на антиамериканской основ формируется е своя собственная цивилизационная матрица. Это уникальное сочетание корней ушедших цивилизаций майя и ацтеков и плюс испано- и португалоговорящие корни, а также представители Африки. Вот такой конгломерат сегодня формируется в виде уже цивилизационного объединения, как собственная цивилизация, отличная от Америки и Африки, от Испании с Португалией, это интересный процесс. Это как бы реакция на те давние события, когда европейцы уничтожали эти цивилизации, но корни их сохранились. Это первое.
Второе, это реакция на американскую доктрину Монро, проводимую с 1823 года по сей день. Америка пытается держать весь континент под своим жестким контролем, никого туда не допускать и т. д. Но сегодня у Америки уже не достает сил, чтобы держать с помощью военного контроля. На этом континенте есть государство — лидер, это Бразилия. Она португалоговорящая, тем не менее, это лидер. Есть страны, которые ведут долгую борьбу за национальное освобождение, и есть тенденция возрождения именно индейских племен уже в нацию.
Венесуэла является сегодня политическим лидером, который на антиамериканской основе обращает все ресурсы страны на пользу всего общества, всего народа. Это и национализация нефтяной промышленности, и суверенная политика, независимая от США, и т. д. Венесуэла не страшна Америке, да, она национализировала нефтяную отрасль и все равно поставляет нефть американским компаниям, но за нормальные деньги. Это был очень гибкий ход Чавеса, он не замкнулся в изоляционной политике. Национализировав нефтяную промышленность, он предложил американцам покупать ее за нормальные деньги.
Чавес был опасен для Америки как пример национально — освободительной борьбы и строительства экономики в интересах развития всей страны, а не в пользу каких-то отдельных компаний. Поэтому был так популярен. Плюс политическая смелость, когда он, выступая на генеральной сессии ООН, бросает вызов американскому президенту. Это нравится обществу. И вот здесь уже сформировался круг государств, которые, во-первых, вписываются в рамки образующейся новой цивилизации, и во-вторых, эти страны подают пример своей независимостью.
Если раньше были Куба, какое-то время Никарагуа — братья Ортеги пытались проводить независимую политику, то сегодня этот круг расширяется. Венесуэла была безусловным лидером. Здесь и Куба, и Никарагуа, и Боливия, и другие страны.
Американцы попытаются поставить под свой контроль новое руководство, нового президента, который придет после Чавеса. Каким образом — вариантов много. Экономический шантаж, давление, попытка политического контроля, попытка вовлечь в русло своей политики, и возможно, вероятней всего, и попытка цветной революции, и т. д. Безусловно, США используют эту ситуацию в своих интересах.
Читайте также:
В городах Венесуэлы развертываются войска и полиция
Венесуэльцы в США празднуют смерть Чавеса
Глава МИД Венесуэлы в эфире всех каналов призывает население сохранить мир
Скончался президент Венесуэлы Уго Чавес
После кончины Чавеса жизнь в Венесуэле замерла. МВД контролирует ситуацию
Выборы президента Венесуэлы пройдут в течение месяца
Путин выразил соболезнования венесуэльцам
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.