Противникам официальной идеологии и социально-религиозных догматов в Израиле рассылают письма с угрозами и планируют им запретить проводить любые публичные акции.
"Я сидел в секретариате исторического факультета и читал письма. Я открыл один из конвертов, и вдруг из него вылетело облако белого порошка, такая белая пыль, которая перепачкала мне руки и штаны. В первое мгновение я был в шоке и бросил конверт на пол. В тот момент, когда конверт упал, я увидел, что из него выпало письмо. Там было написано: "Ты антисемит, и ты долго не проживешь… ", — рассказывает профессор Тель-авивского университета Шломо Занд.
Как отмечает ZMAN.com, г-н Занд известен скандальными политическими взглядами. В частности, в своей книге "Кто и как изобрел еврейский народ" Занд утверждает, что еврейского народа как такового не существует, и у тех, кто сегодня называет себя евреями, нет никакого исторического права на территорию Израиля, поскольку настоящими потомками Авраама, Давида и Соломона являются палестинские арабы — иудеи, обратившиеся в VII веке в ислам. А нынешние евреи — это потомки представителей различных народов, в разное время принявших иудаизм.
Занд признается, что в своей работе он преследовал не научные, но прежде всего политические цели — доказать, что Израиль должен отказаться от формулировки "еврейское демократическое государство" и стать "государством всех его граждан". За что, собственно, достаточно продолжительное время подвергается обструкции.
Читайте также: Русский Израиль в борьбе за язык и квартиры
По биографии Шломо Занда впору снимать остросюжетный фильм. Родился в 1946 году в австрийском Линце в семье еврейских беженцев из Польши. Первые полтора года жизни провел в лагерях беженцев в Австрии и Германии, а в 1948 году его родители иммигрировали в Израиль. Причем, как пояснял сам Занд, сионизм не являлся их идеологией, но им просто "некуда было деваться". Примечательно, что, несмотря на нужду в средствах, его отец с матерью по принципиальным соображениям отказались от причитавшихся им германских репараций.
Все это очень сильно повлияло на мировоззрение Занда, который сначала прибился к израильским коммунистам; затем, травмированный вторжением войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, вышел из рядов компартии и вступил в леворадикальное антисионистское и антикапиталистическое движение "Мацпен", в котором, впрочем, также вскоре разочаровался. Тем не менее, он остался леваком, став одним из целой плеяды ученых-историков, подвергающих сомнению основные положения теории и практики сионизма.
Вряд ли можно со стопроцентной уверенностью утверждать о качестве проделанной Зандом работы, которая, как и любое другое научное исследование, всегда найдет своих критиков. Другое дело, что Занд со своими "антисемитскими" исследованиями попал в список чуть ли не врагов Израиля, борьба с которыми идет фактически на государственном уровне.
Так, это письмо было получено им накануне Дня Накбы — траурной акции по созданию государства Израиль, ежегодно проводимой ультралевыми и арабскими активистами, в которой намеревался принять участие ученый. Впрочем, не исключено, что это ему не удастся сделать и в будущем.
Читайте также: Евреи Европы оседлали чемоданы
Как сообщает портал IzRus, глава комиссии Кнессета по образованию, культуре и спорту Алекс Миллер предложил разработать законопроект, призванный положить конец использованию вузов в подобных провокациях.
В настоящее время уже есть норма закона, наделяющая Минфин правом лишать государственных дотаций те структуры, которые проводят подобные акции. Сейчас, по словам Миллера, предполагается расширить полномочия, позволяющие ведомству напрямую вмешаться в ситуацию и запрещать то или иное мероприятие, подпадающее в категорию "вредных".
"Я взял из первого закона, который за последние годы доказал свою эффективность, ключевые определения — какие действия и акции запрещаются. Это: высказывание поддержки терроризму или прославление террористов; подстрекательство к насилию; церемонии, представляющие День независимости как день траура; надругательство над символами Израиля. Все акции, подпадающие под эти определения, будут априори запрещены к проведению во всех учебных заведениях", — пояснил Миллер.
Читайте также: Неоднозначная еврейская община США
Давать однозначную оценку всему вышесказанному достаточно трудно. С одной стороны, человек имеет право на собственную точку зрения, пусть даже и противоречащую государственной идеологии. С другой, власть имеет не меньшее право защищаться от заявлений, подрывающих основы государственности. В конце концов, если в России на законодательном уровне станет возможным административное или уголовное преследование тех, кто оспаривает, к примеру, итоги Великой Отечественной войны или же в той или иной степени говорит о неполноценности, ущербности русского народа и русской культуры, это будет воспринято с ликованием одними и с негодованием другими.
Найти здесь золотую середину, удовлетворяющую всех — от израильских патриотов до ярых ортодокосов демократии, — будет весьма проблематично, поскольку привести к консенсусу общедемократические принципы с нормами морали и национальной гордости абсолютно невозможно. Так что государству и обществу приходится выбирать приоритеты. И, как показывает практика, декларируемые общедемократические ценности отходят в этих случаях на второй план.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.