Большинство россиян планируют свои отпуска на летний период, однако предвкушение от предстоящего путешествия нередко омрачается проблемами, связанными с дорогой. Так, недавно одна из авиакомпаний была оштрафована за овербукинг, о чём стало известно 18 июня из официального телеграм-канала Уральской транспортной прокуратуры. Пассажиры также часто сталкиваются с нехваткой мест в поездах южных направлений. Как избегать таких ситуаций, "Российской газете" рассказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
В летний период путешественники часто сталкиваются с нехваткой мест на поезда по южным направлениям.
Илья, расскажите, как решается эта проблема? Стала ли ситуация лучше по сравнению с 2023 годом?
Илья Зотов: Как и в прошлом году, были приложены все усилия, чтобы пассажиры могли быстро и комфортно добраться до места отдыха, включая запуск дополнительных поездов на южные направления. Однако доступность мест в вагонах оставляет желать лучшего, так как спрос значительно превышает предложение. Одним из решений может стать запуск мультимодальных маршрутов. Необходимо снять нормативные ограничения, организовать покупку мультимодальных билетов и синхронизировать расписание различных видов транспорта.
В этом году на юге России появился еще один функционирующий аэропорт — Элиста, что должно облегчить нагрузку на транспортные системы.
— Что можете посоветовать пассажирам, не успевшим вовремя купить билеты на поезд на юг? Стоит ли ехать на автобусе или лучше воспользоваться комбинированным маршрутом?
— В большинстве случаев удобнее выбрать комбинированный маршрут: долететь до крупного транспортного хаба, а затем продолжить путешествие на поезде. В этом году, например, между Сочи и Анапой запущена "Комета", стоимость поездки составляет около 1000 рублей. Также между Адлером и Анапой ходит "Ласточка", время в пути — восемь часов.
Автомобильный туризм остается самым доступным видом отдыха. Многие предпочитают ездить на юг на автомобилях, поскольку это комфортно и позволяет делать остановки в удобных местах. Однако автобусные туры менее комфортны из-за недостатка остановок и устаревшего автобусного парка. В планах — запуск производства туристических автобусов в Хабаровском крае, оснащенных биотуалетами и кондиционерами.
— Как сейчас обстоит ситуация с овербукингом в России?
— Летом часто возникает проблема овербукинга из-за высокого спроса на авиабилеты. Пассажирам, которым отказали в полёте, сложно вернуть деньги и найти новый билет. Мы настаиваем на введении компенсации за овербукинг в законе. Важно зафиксировать факт отказа в полёте документально и обратиться в транспортную прокуратуру для дальнейших действий.
Овербукинг чаще всего встречается на востребованных направлениях, таких как Иркутск, Новосибирск, Казань, Санкт-Петербург и Сочи. Важно определить категории пассажиров, защищенных от овербукинга, и четко прописать компенсацию в законе. Запретить овербукинг полностью нельзя, но необходимо защитить пассажиров и предоставить им возможность компенсации.
— Что нужно учитывать при решении отправиться на отдых водным транспортом или в круиз?
— Водный транспорт работает по регулярным маршрутам и круизам, где овербукинг практически невозможен. Например, маршрут от Нижнего Новгорода до Ульяновска через Чебоксары и Казань позволяет путешествовать по воде с комфортом. Билет стоит около 3800 рублей, время в пути — чуть более десяти часов.
— Какие новые инициативы планирует реализовать Общероссийское объединение пассажиров этим летом?
— Основная задача — содействовать контролю Федеральной антимонопольной службы за ценами на авиабилеты по десяти наиболее востребованным туристическим направлениям. Важно сохранить доступность авиабилетов для местных жителей и туристов. Также необходимо проработать компенсации за овербукинг и обеспечить поддержку городского электротранспорта в разных регионах. Важно создать комфортные условия труда для водителей, так как безопасность проезда напрямую зависит от их условий работы. Мы готовы оперативно реагировать на все инциденты в стране.