Сегодня Санкт-Петербургский Музей Сновидений Фрейда отметил свое трехлетие открытием выставки дизайн-студии "И-Дизайн". Фотография, инсталляции, объекты дизайна, объединенные общим названием "Видимо-невидимо", проявят невидимые места музея и предъявят неожиданные точки зрения на его экспозицию. Авторы экспозиции — Анастасия Голубева и Мария Горностаева — выпускницы Санкт-Петербургской Государственной Промышленной Академии им. Штиглица, дизайнеры первого российского журнала о граффити "Спрей ит", лауреаты Золотого Диплома в Москве за участие в выставке Заводной Апельсин (2002). Их творческое кредо — с помощью дизайнерских находок предоставлять зрителю возможность нового взгляда на обычную вещь.
Музей Сновидений Зигмунда Фрейда был открыт 6 ноября 1999 года к столетию публикации "Толкования сновидений" в здании Восточно-Европейского института психоанализа. Автор проекта и первый директор — Виктор Мазин. Петербургский музей создан при активном содействии Лондонского Музея Фрейда. В музее представлены теории и сновидения основателя психоанализа. Помимо образов коллекций Фрейда, в музее находятся работы Б.Лихтенберг Эттингер, Сергея Бугаева-Африки, Андрея Хлобыстина, Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Григория Острецова и др.
Петербургская художественная сцена не раз демонстрировала интерес к различным нехудожественным музеям — музею антропологии и этнографии, Зоологическому музею , музею Арктики и Антарктики и др. но если обычно художники внедряют свои произведения в традиционную экспозицию подобных музеев , то Музей сновидений Фрейда при Восточно-европейском институте психоанализа представляет собой опыт создания музея художественными средствами. Его концепция принадлежат художественному критику, специалисту по теоретическому психоанализу, редактору журнала "Каби-нет" Виктору Мазяну. Экспозиция музея разработана им совместно с художником Владимиром Кустовым. Основной части музейной инсталляции предшествует адаптационное пространство, где посетители могут ознакомиться с основными вехами в жизни и творчестве основателя психоанализа. Это наиболее традиционная часть экспозиции, однако пестрые обои не то в венском, не то в советском стиле выглядят довольно-таки неожиданно в качестве фона для экспонатов, словно намекая, что психоанализ — дело семейное. Здесь же выставлены описания сновидений из "Толкованая сновидений", попарно объединенные с графическими илдюстрациями/реконструкциями Павла Пепперштейна. Эти рисунки как бы предвосхищают регрессию от слова к образу, от речи — к фантазму, которая инсценирована в основном разделе экспозиции. На всем своем протяжении экспозиционный зал разделен на три части. Центральная часть отведена зрителю, две боковые, оформленные в виде сплошных витрин — экспонатам. Среди них есть фотографии древностей и репродукции гравюр из коллекции Фрейда; цитаты из "Толкования сновидений", воспроизведенные на прозрачной основе; портреты людей, окружавших Фрейда, а также целый ряд художественных объектов. Между этими предметами размещены фрагменты зеркал, напоминающие о нарциссическом характере любого сновидения. Точное значение каждого из экспонатов известно лишь авторам музея. К тому же экспонаты расположены на разной глубине и частично перекрывают друг-друга, иллюстрируя тем самым действие механизмов сгущения и смещения.
Тем ноте значений соответствует вполне реальный полумрак, в который погружены объекты и который так не похож на ровное освещение нормального музея, напоминая скорее церковь или современную медиа-инсталляцию. И содержание, и форма подачи выставочного материала подчеркивают существенную роль, которую сыграло искусство в творчестве Фрейда. Говорят, что Фрейд дал вторую жизнь древним мифам и классическим текстам. За свою историю психоанализ не раз обращался к анализу и интерпретации произведений искусства, а язык психоанализа стал неотъемлемой частью художественной критики. На сей раз само искусство берется описывать психоанализ с помощью чисто художественных средств.