Компания "КАД-Ленобласть" должна, по замыслу Валерия Сердюкова, заниматься развитием инфраструктуры, организацией застройки и функциональным использованием земель в районе прохождения основных автодорог региона.
Ленинградская область начинает коммерческое освоение территории кольцевой автодороги (КАД) практически одновременно с началом ее строительства.
Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков на прошлой неделе подписал постановление, в соответствии с которым определяются границы и утверждается схема функционального зонирования территории, расположенной вдоль восточного полукольца КАД. Тем самым создается зона, привлекающая особое внимание инвесторов, желающих вкладывать деньги в нашем регионе.
Работа с инвестором справедливо считается узким местом российской экономики. Пока соберешь все необходимые бумаги, пока раздашь все необходимые взятки — пропадет охота инвестировать. Однако Ленобласть, уже сумевшая на протяжении последних лет привлечь крупные капиталы, стремится изменить сложившееся положение дел.
Идея Валерия Сердюкова проста, но по нашим временам довольно оригинальна. Территория области, непосредственно прилегающая к КАД, даже сегодня, пока еще нет завершенной Кольцевой, является наиболее удобной для инвестора. Причины этого очевидны.
Во-первых — близость к Петербургу, которая сочетается с большим количеством свободных для коммерческого освоения территорий.
Во-вторых — удобство транспортного сообщения со всяким, даже самым отдаленным, районом города, которое сочетается с возможностью быстро выезжать на любую трассу, ведущую как в Европу, так и в российскую глубинку.
В-третьих — высокая ценность земель, которая сочетается со сравнительно невысокой, по меркам европейских мегаполисов, ценой.
С учетом всего этого имеет смысл создать ясную и эффективную систему привлечения инвестиций именно в район КАД.
Здесь требуется решить двоякую задачу.
С одной стороны, необходимо обеспечить то самое единое инвестиционное окно, обращаясь в которое каждый желающий вложить капитал на территории данного региона может быть уверен в возможности получить все необходимые для начала работ документы и согласования в разумные сроки и за разумные деньги. Такое единое окно, если, конечно, его нормально "прорубить", способно устранить бюрократическую волокиту и взяточничество.
С другой стороны, важно не только привлечь инвестора, но и поставить его в такие рамки, которые ограждают интересы региона и его жителей от "дикой инвестиционной деятельности". Необходимо осуществить зонирование территории, т.е. определить, какого рода объекты можно сооружать в тех или иных местах, чтобы зона отдыха не соседствовала с промышленной, а автозаправка, наоборот, была бы неподалеку от торгового центра.
Формирование благоприятной для инвестора зоны вдоль КАД началось еще 30 ноября прошлого года, когда появилось первое подписанное Сердюковым постановление правительства Ленобласти (№ 120). Данное постановление определило особый механизм регулирования градостроительной деятельности в данной зоне. Это означает, что теперь на любых ее территориях — муниципальных, частных, совхозных или каких-либо других — всякое проектирование и строительство возможно лишь с непосредственного разрешения правительства Ленобласти.
Для того чтобы этот механизм облегчал, а не усложнял жизнь инвестора, следующим шагом работы стало создание специальной компании — ОАО "Кольцевая автомобильная дорога — Ленобласть" (все 100% капитала принадлежат Ленобласти, в качестве учредителя выступает областной КУГИ). Эта компания должна, по замыслу Сердюкова, заниматься развитием инфраструктуры, организацией застройки и функциональным использованием земель в районе прохождения основных автодорог области. Возглавил ОАО "КАД-Ленобласть" Владимир Рыбальченко, президент "Северо-Западной угольной компании".
Рыбальченко — один из самых опытных бизнесменов региона, и, можно сказать, это в значительной степени определило выбор. Еще в 1987 г. он был наряду с Дмитрием Варвариным, Иваном Кузнецовым и Олегом Захаржевским в числе основателей одной из самых первых известных российских коммерческих структур — кооператива "Орион" и с тех пор участвовал, помимо топливного, в самых разных видах бизнеса.
"КАД-Ленобласть" выиграла конкурс на право стать уполномоченной структурой Правительства Ленобласти по управлению территорией, прилегающей к Кольцевой. Данная компания не берет на себя каких-либо распорядительных функций (они остаются у областной администрации), но по сути дела именно "КАД-Ленобласть" становится сегодня тем самым единым инвестиционным окном, с которым придется работать каждому, кто желает вкладывать деньги в районе Кольцевой на территории области.
Механизм работы с инвестором, если не вдаваться в юридические тонкости, представляется сегодня примерно следующим.
Тот, кто желает строить в районе Кольцевой, обращается с соответствующей заявкой. Он указывает, каковы источники инвестиций, где непосредственно он желает расположить свой объект, а также, какие конкретно коммуникации и объекты инфраструктуры ему необходимы для работы. В соответствии с этой заявкой и в соответствии с реально имеющимися возможностями "КАД-Ленобласть" подбирает инвестору конкретный земельный участок, который он может взять в аренду на длительный срок.
Поскольку земельные участки вдоль КАД представляют особую ценность, инвестор должен будет заплатить за право заключить арендный договор. В том случае, когда на один участок имеется несколько претендентов, определение арендатора будет осуществляться на конкурсе.
Понятно, что цена заключения договора будет возрастать по мере того, как станет увеличиваться число желающих вести свой бизнес в районе КАД, а также по мере того, как будут вкладываться дополнительные средства в создание инфраструктуры вдоль кольцевой автодороги. Поэтому можно предположить, что в наилучшем положении окажется тот потенциальный инвестор, который активизируется уже в ближайшее время, пока самой дороги еще нет и сроки окончания ее строительства не совсем ясны.
Распределение земель и заключение арендных договоров представляет собой лишь одну сторону работы. Другая — оказание инвесторам необходимой поддержки с тем, чтобы они могли быстро и уверенно начинать свою деятельность.
В "КАД-Ленобласть" полагают, что всякий из тех, кто к ним обращается, будет точно знать, в какой срок и за какие деньги он сможет получить все необходимые документы и согласования. В некоторых случаях (например, при строительстве автозаправок) необходимый пакет документов будет просто готовиться заранее и затем продаваться на конкурсе. Таким образом, инвестор сможет уже буквально на следующий день после победы приступать к строительству.
Кроме всего этого, положение инвестора будет облегчаться еще и тем, что "КАД-Ленобласть" возьмет на себя работу с городскими монополистами, такими, как "Ленэнерго" и "Водоканал". Понятно, что компании "КАД-Ленобласть" как структуре, учрежденной Правительством Ленобласти, будет проще решать проблемы, связанные с обеспечением водой и электроэнергией.
Итак, что же будет представлять собой бизнес вдоль КАД в обозримом будущем? Помимо ряда очевидных объектов — таких, как автозаправки и сервисные автоцентры, — в районе Кольцевой расположатся многочисленные предприятия, зоны отдыха и жилые массивы.
Во-первых, вдоль КАД расположатся производственные зоны. Естественно, из числа только тех, которые приемлемы для нашего региона, с точки зрения экологии. Это могут быть сборочные производства или предприятия пищевой промышленности. Например, интерес к строительству завода в зоне КАД проявляет финский "Fazer". Для доставки в различные районы Петербурга свежей выпечки подобное расположение завода представляется наиболее удобным.
Во-вторых, в ближайшем соседстве с городом, как это принято на Западе, разместятся крупные торговые комплексы. Например, район Янино-I, который находится фактически в 20 минутах езды от исторического центра (если, конечно, у нас в нормальном состоянии поддерживаются дороги), самим своим положением предназначен для строительства гипермаркетов.
В-третьих, КАД представляется оптимальным местом для расположения логистических складов, где осуществляется перегрузка и рассортировка товаров, доставляемых из разных мест. Например, на такой склад доставляется из-за границы крупная партия товаров, которая затем мелкими партиями развозится по городским магазинам.
В-четвертых, формирование КАД создает возможность для постепенного освоения новой зоны массового отдыха и малоэтажного жилого строительства. Речь идет о правом береге Невы, точнее, о той его части, которая расположена по течению выше города. Эти живописные и малоиспользуемые территории сегодня фактически не имеют удобного транспортного сообщения с основными жилыми и деловыми районами города. КАД позволит коренным образом изменить ситуацию и стимулировать развитие зоны, способной конкурировать с Карельским перешейком и пока еще обладающей значительно более дешевыми земельными ресурсами.
Впрочем, все это пока не более чем прогноз. Для того чтобы планы могли быть реально осуществлены, необходимы конкретные инвесторы и конкретная регулирующая деятельность со стороны властей Ленобласти.
Думается, начало работы в данном направлении обнадеживает, и зону КАД ждет более благополучная судьба, нежели те долгострои, которых сегодня слишком много скопилось на территории Петербурга.