Можно сказать, что это большая удача встретить в Москве представителя малоизвестной еще в России передовой боевой системы. Более того, первое лицо российского отделения Международной Федерации крав-мага (I.K.M.F.) Станислав Феликсович Лейкин, несмотря на занятость, охотно отозвался на просьбу об интервью.
- Станислав Феликсович, расскажите, пожалуйста, что такое крав-мага?
- Это система, тактической самозащиты и современного рукопашного боя. Проще говоря, крав-мага - система мер направленная на выживание в любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью человека. Она официально принята для подготовки израильских сил самообороны(IDF), Моссада, полиции и спецподразделений, а возникла практически одновременно с образованием государства Израиль в 1948 году.
С выходом в отставку ее основателя, шеф-инструктора Имриха Лихтенфельда или Ими Сдэ-Орома, как его звали в Израиле, крав-мага начала просачиваться в гражданскую среду. В 70-е годы была создана Израильская Ассоциация крав-мага, в 80-е годы появилась Международная ассоциация, а после смерти Лихтенфельда возникло несколько федераций, сейчас их насчитывается от 7 до 11, из них большинство международных.
Я представляю Международную федерацию крав-мага. Это самая крупная, разветвленная и хорошо организованная структура Ее возглавляет Эйяль Янилов, обладатель черного пояса 8-й степени.
- Какова основная концепция крав-мага?
- Простота и эффективность. Дело в том, что любые вычурные техники пригодны только для соревнований и показательных выступлений. В жизненных ситуациях все должно быть жестко и агрессивно, легко в исполнении и быстро в освоении.
Ими попал на территорию будущего государства Израиль из Египта в 1943 году. В тот момент это было место действия подпольных партизанских подразделений Хагана и Пальмах, предшественников IDF. Прибывших эмигрантов, выживших в Бухенвальде и других концлагерях, необходимо было максимально быстро вводить в строй, делать из них полноценных бойцов за период от трех недель, до четырех месяцев. Причем не важно, что это был за человек: семнадцатилетний юноша, или пятидесятилетний инженер – они все должны были быстро и качественно выполнять боевые задачи с оружием в руках и без него.
Крав-мага – национальная боевая система, созданная для реального противодействия агрессии на основе боевого опыта состоящая из технических действий и методик, которые прошли «обкатку» в реальных боевых условиях. В крав-мага нет ни одного приема, неиспытанного на практике потом и кровью.
- Корейские, китайские прочие восточные единоборства в России известны давно, про крав-магу обыватели почти ничего не знают. Почему?
- Это естественный процесс. Первая федерация за пределами Израиля появилась в середине 80-х годов в США, там было примерно 11-15 инструкторов. Последний всплеск интереса к крав-мага во всем мире и ее популяризация – произошла во второй половине 90-х годов. Самое ранее отделение федерации в Европе находится в Финляндии, Швеции и Польше. Там она существует примерно 11-14 лет. При этом 4-5 лет назад крав-мага принята как основа боевой и физической подготовки всей армии и полиции Швеции, большинства соединений воздушно-десантных войск Финляндии и таких польских спецподразделений как «Гром», «Форомоза», «Люблинец».
Дело в том, что боевой потенциал крав-мага перекрывает все имеющиеся системы. Ничего не могу сказать плохого о дальневосточных БИ (боевых искусствах), потому что сам 17 лет практиковался в китайских направлениях. Моя специализация – циньна и шуайцзяо, системы заломов и захватов. Это жесткие системы, но когда я увидел крав-мага, понял, что такое настоящее отсутствие компромиссов.
- А в чем разница между восточными БИ и крав-мага?
- Восточные направления зачастую поддерживают традиции древних и средних веков. Крав-мага же постоянно развивающаяся динамическая система, учитывающая все типы и способы нападения. Например, последний раздел крав-мага – это выявление и обезоруживание шахидов и лиц вооруженных самодельными взрывными устройствами. Составными частями крав-мага, даже для гражданских лиц, является практическая стрельба. Причем стрельба ведется из разных положений, в перекатах, с колена, в условиях далеких от комфорта то, что в России делают только в спецподразделениях.
Конечно, в восточных БИ присутствует разнообразный арсенал оружия, это оружие было очень эффективно в средние века. В наше время алебарду и длинный шест не встретишь на улице. В крав-мага используется то оружие, с которым человек может столкнуться в сегодняшнем мире. Это нож, палка, бейсбольная бита и даже пистолет.
Крав-мага изначально создавалась для того, чтобы защищающийся мог противостоять группе нападающих. Это тоже важный момент. Обратите внимание на термин «единоборство». Он подразумевает под собой, что я стою напротив противника и нас двое. Совершенно иная психология подготовки, когда ты действуешь в группе. Тебя атакует несколько человек, например, толпа агрессивных хулиганов, тех же футбольных фанатов. Они атакуют без всяких правил, бутылками, палками, тяжелыми ботинками и ты должен уметь защищаться в этой ситуации.
Также существует разделы «если вы получили ранение» и как действовать в условиях плохой видимости.
Крав-мага упрощена в отличие от восточных систем, которые тоже эффективны, но у них есть один крупный недостаток, достаточно длительный первоначальный период занятий, после которых появляется реальные навыки боя.
- Крав-мага далеко выходит за рамки рукопашного боя…
- Разумеется, все взаимосвязано, в крав-мага входит и тактическая стрельба и оперативное вождение автомобиля. Но это уже удел специалистов. Если мы говорим о подготовке обывателей, то здесь актуальна следующая концепция.
Не допустить конфликт - не ходите ночью мимо пивных ларьков и вас никто не убьет и не изнасилует.
Если конфликт все-таки разворачивается, желательно его избежать.
Если, нельзя избежать конфликта, надо убежать.
Если убежать нельзя, то нужно адекватно реагировать и выводить противника из строя.
Иными словами, женщина, возвращающаяся с сумками из супермаркета, сможет победить подонка или хулигана, если ответит на его агрессию еще большей агрессией. Когда Ими спрашивали о философии крав-мага, он отвечал простой фразой: «Если кто-то пришел, чтобы убить тебя, убей его первым».
Поделюсь одним из важных правил, если мы работаем по противнику больше двух секунд и при этом не сканируем пространство вокруг себя, то можно считать себя побежденным. Мы просто не заметим очередного противника, который возможно нанесет решающий удар…
- Кто может заниматься крав-мага?
- Практически любой. У меня у самого зрение –2. К нам может прийти человек без глаза, или на костылях, ведь подонкам на улице все равно с одним вы глазом, на коляске, или у вас диабет. Вас будут бить не по паспорту, а по лицу. Поэтому, если человек хочет учиться, можно подобрать для него индивидуальную программу.
- А соревнования по крав-мага проводятся?
- Нет. Любое соревнование – ограничение, любое ограничение – это уже не крав-мага. У нас есть спарринги разной степени жесткости. Мы работаем без перчаток, на улице ведь их не оденешь. Человек должен быть готов к внезапному групповому нападению, когда он без экипировки. При этом мы стараемся соблюдать технику безопасности, потому что травмированный человек будет долго восстанавливаться, пропустит занятия.
- Скажите, можно ли посетить ваши занятия и увидеть крав-мага в действии?
- Просто смотреть, мы не разрешаем, а вот попробовать позаниматься вполне возможно. Приходите на тренировки в наш питерский клуб. Что касается москвичей, то, начиная с октября, я буду бывать в столице два раза в месяц и проводить семинары. Ближайший из них запланирован на 15 октября. В нем примут участие представители силовых структур, частных охранных предприятий, наши ученики из Санкт-Петербурга и все желающие. В общем, будет интересно.
- Спасибо за беседу.
Благодарю за помощь в организации интервью Александра Карасева, шеф-инструктора Академии современных боевых искусств.
Дмитрий Крупнов