Четверть золотых наград сборной России на Олимпиаде в Афинах пришлась на долю армейских спортсменов
На Олимпийских играх в Греции из всех российских спортсменов особо отличились представители ЦСКА. "Спецназ" Вооруженных сил России выиграл в Греции 46 медалей в личном зачете, из которых 12 золотых. Еще 20 медалей армейцы получили в командных видах, причем 6 из них — золотые. При этом на счету московской "спортроты", спортсменов столичного армейского клуба (ЦСКА) 25 медалей, из которых 9 золотых. Другими словами одни только московские армейцы завоевали столько же медалей, сколько атлеты Великобритании и Украины.
Выступление армейцев в Афинах сильно смахивало на эдакий спортивный блицкриг — восходили они на пьедестал быстро, четко, уверенно, внешне — малой кровью. Шутка ли из представительной российской сборной (четыре с лишним сотни человек) армейцев было всего 57 человек , но на их долю пришлось 27% наград от общемедального количества, завоеванных россиянами на Играх. Да и первую золотую афинскую медаль для России добыл старлей Российской армии (теперь — капитан) стрелок Алексей Алипов.
Понятно, что по поводу военно-спортивного триумфа в Афинах на Ленинградском проспекте, где квартирует ЦСКА, был организован грандиозный праздник. Счастьем светилась начальник ЦСКА Ольга Смородская, пообещав в своей речи на официальной церемонии чествования всем вернувшимся из Греции с победой не только правительственные награды, награды от министра обороны и денежные премии, но и квартиры.
Понятно, что без шпилек нашим замечательным чиновным лоботрясам из всероссийских спортивных контор не обошлось. Ольга Юрьевна посетовала, что готовить героев Афин ЦСКА был вынужден только своими силами:
— В период подготовки к Олимпиаде клуб не получил поддержки ни от Олимпийского комитета России, ни от Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, ни от Москомспорта. Будем надеяться, что после того, как представители ЦСКА выиграли в Греции больше медалей, чем все остальные клубы, эти ведомства повернутся к нам лицом.
Ну, что поделать, размечталась женщина на радостях!
Впрочем, самих спортсменов эти проблемы уже не волновали. И, наверное, еще целый месяц не будут волновать. Стрелки Алексей Алипов и Михаил Неструев, борец Хаджимурат Гацалов, штангист Дмитрий Берестов, фехтовальщица Анна Сивкова, "художницы" Ирина Чащина и Елена Мурзина светились радостью и счастьем даже больше, чем их начальница. В такой обстановке всеобщей эйфории с рядом олимпиоников удалось побеседовать.
У рядового контрактной службы Хаджимурата Гацалова, олимпийская победа по вольной борьбе в весе до 96 кг , словно была судьбой расписана. Борьбой он занимается 11 лет. И с 11 лет. За это время успел стать двукратным чемпионом Европы, победителем престижнейшего международного Мемориала Ивана Ярыгина, чемпионом России.
- Я на Родине начал тренироваться, во Владикавказе. Теперь занимаюсь и дома, в Москве, в ЦСКА. Борьба — наше семейное увлечение. У моей мамы три брата занимались волной борьбой. Помню, как брал их медали, вешал себе на шею и говорил, что тоже буду побеждать, как они. Правда, об Олимпиаде я тогда не мечтал. Лишь став старше, начал задумываться о такой высоте. В 2000-м, когда Олимпиада проходила в Сиднее, почувствовал, что вот оно, очень близко, я могу ухватиться. И вот прошло четыре года, и я сам победил на Играх…
- Когда вы поняли, что способны выиграть "золото"?
- Еще до начала соревнований верил, что смогу победить. Молился Богу, чтобы он помог, чтоб у меня все получилось. Но только когда поднялся на пьедестал, поверил в то, что на самом деле стал олимпийским чемпионом.
- Самая тяжелая для вас схватка на Олимпиаде?
- В полуфинале с американцем Дениэлом Кармьером и в финале с Магомедом Ибрагимовым из Узбекистана.
- Судя по тому, что наши борцы в Греции были сильнее американских, вы настраиваетесь на штатовцев по-особому?
- Да. Россия и США — две большие державы и между нами идет соперничество, причем не только на ковре. Я выходил на схватку с мыслями о том, что ни в коем случае не должен проиграть. Пусть кому-то другому, но не американцу! Рад, что у меня все получилось — порадовал и себя, и всех россиян.
Со званием, судя по официальным данным, рядового контрактной службы Дмитрия Берестова, ставшего олимпийским чемпионом в споре тяжелоатлетов весовой категории до 105 кг , ситуация вышла забавная — ему еще до поездки в Афины хотели присвоить звание лейтенанта. Видать, не шибко надеялись на его успех. Но начать-то процедуру, начали, однако не закончили. И, выходит, что лейтенантом он теперь станет не из-за победы, а по вполне военным причинам. И то сказать — его успех на Играх оказался едва ли не сенсацией. Как заметил начальник тяжелоатлетической дружины ЦСКА Александр Венков , до этой победы Дима считался вечно вторым.
— Представляете, — развел руками Венков, — до олимпийской победы Дмитрий никогда не был даже чемпионом России. Ни-ког-да! И на чемпионате Европы в апреле этого года золотая медаль ушла из его рук в самый последний момент. В общем, теперь ему надо бы чемпионом страны стать. Но вот позволят ли ему это сделать соперники?!
— Когда выиграл, у меня случилась истерика, — признался сам Дмитрий Берестов. — Рыдал, потом обнимался со своим соперником, другом и, можно сказать, братом Глебом Писаревским. Кстати, ему теперь вручат бронзовую медаль — серебряный призер в нашем весе венгерский штангист Ференц Дьоркович был дисквалифицирован за допинг. А когда я на пьедестал почета поднимался, был так рад!… Едва слезы сдерживал.
— Наверняка деятельность ловцов за допингом из ВАДА мешала радоваться победе?
- Неприятно было. Я-то не сомневался, что у меня все в порядке. Но в Афинах такое творилось! Я жил в одной комнате с тренером Альбины Хомич и видел, как он переживал, что Альбину дисквалифицировали. Да за что? За применение какого-то метанадростеналона. Поверьте, этот препарат ничем помочь не может тяжелоатлетам мирового уровня. И очень странно, что нашли именно его. Очень странно… Вообще, все эти охотники за допингом очень мешают и не дают сосредоточиться спортсменам. Другой раз вообще не понятно, мы выступаем или они.
Арсений Деточкин