Если политик зачастил вдруг в детские дома и больницы, если он охотно комментирует в СМИ все и вся, если щедрой рукой бендеровского "сеятеля" раздает продуктовые наборы и параллельно объясняет, что нужно принять такие законы, при которых неимущих не будет вовсе, любой поймет: началась предвыборная лихорадка. А вернее, ее российский вариант, прямолинейный и беспощадный.
Вы видели когда-нибудь политика ближе к финалу выборов? Если бы их наблюдали не врачи, а ветеринары, то пристрелили бы, как загнанную лошадь, — из жалости. Тысячи встреч, миллионы улыбок, рукопожатий, обещаний — так в сжатые сроки компенсируется бесполезная для народа жизнь довыборного периода.
В 2000 году сподобило и меня поучаствовать в выборах. Мой клиент, представитель мелкого бизнеса, решил втиснуться в кресло главы города при помощи десятка видеороликов, где он максимально доходчиво объяснял народу, какая прекрасная жизнь вдруг приключится, заполни он, народ, предвыборный бюллетень как надо.
Происходило это так. Мы садились в машину и ехали к городскому УВД. По дороге кандидат рассказывал мне идею предвыборного ролика: на фоне здания он произнесет спич о том, что стражи порядка должны получать больше, а еще он им квартир понастроит. Я говорил неизменное "Гениально!" (в отличие от Станиславского я верил всему), и мы снимали. Потом ехали к больнице сказать о том, что врачи должны получать больше. И квартиры, конечно же. Затем на фоне оборонных предприятий — мало получают (сразу представляется, как новоявленный мэр летит в Москву и рубит головы проклятым лоббистам, не выпускающим оборонные заказы за пределы МКАД). Следом — в частный сектор — что-то о дорогах и газе. Походя разбираемся с беспризорщиной и маленькими пенсиями.
К концу съемочного марафона мне уже было вовсе не так весело, как в начале. Ведь клиент мой — не глупый, в общем-то, человек, очень точно ухватил саму суть предвыборной агитации. Просто бедность бюджета превратила его кампанию в абсурдный фарс. Его коллеги-кандидаты занимались и продолжают заниматься тем же самым, просто более продуманно, взвешенно, красиво. Вот и получается, что политика нам преподносят в той же рекламной упаковке, что подгузники или йогурт.
При этом политтехнологам в чем-то легче, чем рекламщикам. Купив активно рекламируемый, но некачественный продукт, потребитель никогда не забудет несварения своего желудка. Посадив же в кресло некачественного политика, избиратель вполне может повторять эту ошибку вновь и вновь, поскольку не следит более за его действиями в принципе. И это куда страшнее продажности СМИ, которые якобы не отображают, а формируют общественное мнение. Увы, ни один общественный институт нельзя рассматривать в отрыве от общества, и в этом контексте газеты и ТВ именно отображает нашу жизнь — вполне бестолковую и неуютную.
Никакая проплаченная публикация, ни даже тысяча их, не заставит нормального человека, если хотите гражданина, выбрать алчущего власти и денег бездельника. За рекламным балаганом, к которому сейчас прибегают все без исключения — и достойные, и не очень, всегда можно рассмотреть реальное дело. Или его отсутствие. Но пока нам лень. Недосуг. Выберем и вновь поскребем в затылке: почему так плохо живем?
А правда, почему?
"Челябинский рабочий"