Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" беседует с капитаном 1 ранга запаса, председателем правления Экологического правозащитного центра "Беллона" (Санкт-Петербург) Александром Никитиным.
- Александр Константинович, осталось ли у Вас на душе некоего осадка после лет, проведенных в заключении? Ведь вас (как выяснилось, незаслуженно), обвиняли в серьезном преступлении — государственной измене? Александра Никитина после этой истории не пугаются в официальных органах?
- Некоторые пугаются, некоторые шарахаются, но мало уже таких. В основном с интересом смотрят. Времена изменились. И у меня нет... я не знаю, чувства обиды, что ли, я достаточно философски смотрю на все эти вещи. И думаю, что есть у меня сейчас достаточно интересная работа, и надо ее делать. А история потом расставит все на свои места.
- Каковы перспективы вашего Экологического правозащитного центра?
- У нас есть три направления, которые мы намерены по крайней мере ближайшие несколько лет не менять. Первое направление, мы его назвали так, если коротко: "Охрана окружающей среды и развитие чистой технологии". Это все программы, которые связаны с использованием атомной энергии. И проект, связанный с развитием чистой энергии. Стиль наш определился давно, он скажем, немножко отличается от того же "Гринписа", или от других экологических и правозащитных организаций. Он как бы не настолько вызывающий, и не настолько эмоциональный, как у них. Мы очень редко прибегаем к каким-нибудь шумным акциям. Мы занимаемся изучением проблемы, экспертными оценками экологических проблем, лоббированием их решения -- политическим, экономическим.
- Власть тоже проблемами экологии как бы озабочена... Из властных структур с вами кто-то сотрудничает?
- Несмотря на негативные страницы истории с моим арестом, стремимся найти общий язык с различными администрациями, гражданскими и военными, с депутатам — со всеми, кто заинтересован в решении тех проблем, которыми мы занимаемся. От Мурманска есть понимающие люди во главе с бывшим вице-губернатором Лунцевичем. Вот он наш постоянный наш партнер во многих проектах, в том числе в том глобальном, который у нас называется "Безопасный атом", создана специальная межпарламентская рабочая группа, где Лунцевич активно работает. Есть в Мурманске и другие чиновники в администрации, которые с нами активно работают. Мэр Западной Лицы, например. Мы стараемся находить общий язык со всеми ветвями власти. Стараемся убедить: не надо шарахаться, надо понимать, что происходит на самом деле. Не надо жить старыми мышлением, когда было все секретно, все закрыто. То, что касалось экологических проблем, атомной энергетики, атомных подлодок — это было за семью печатями, за семью замками, никто не мог ничего говорить об этом. Но времена поменялись!
Второе направление нашей работы касается так называемой экологической правозащиты, экологических прав человека, экологического права. Есть несколько проектов, которые касаются законодательства. Есть несколько прецедентных тем, которые ведут наши юристы — эти темы касаются экологических прав человека. Есть несколько проектов, которые касаются проблем, связанных с нормативно-законодательной базой. скажем, обоснованность и экологическая целесообразность тех же приказов министра обороны, министра атомной промышленности. Очень часто это связано с тем, что ведомственные подзаконные акты написаны так, как понимает тот начальник, который подписывает. А как понимает тот подчиненный, который этот нормативный акт исполняет? Скажем, приказ Министра обороны, который не соответствует закону, не соответствует конституции — их ведь без счета... Мы думаем, что эти приказы надо или отменять, или проводить в соответствие с законом. Прошли те времена, когда армия жила вне закона. Я даже помню, что был такой приказ, Министерства обороны, когда я еще в Москве служил: он разъяснял, как военнослужащий должен использовать... законы! Так вот: там была такая норма, что если закон не объявлен Министром обороны, то этот закон как бы для военнослужащих... не действует. Абсолютно идиотская норма...
- То есть военный не гражданин?
- Да, он как бы и не гражданин. Если Министр обороны сказал этим законом руководствоваться — значит да, а если не сказал — то не надо им руководствоваться. Нонсенс. Если закон не объявлен министерством обороны, значит, для министерства обороны он не существует! Ну, это чисто советские пережитки, которые мы имеем и в настоящее время. Люди должны знать Закон и цену этого Закона. Вот как раз с этим связано и третье направление работы Экологического
правозащитного центра — информации и образование. Есть у нас замечательный проект "Школа юриста". Берем просто молодых ребят с последних курсов университета, с юрфака. И вот они под руководством наших юристов работают в различных общественных организациях, занимаются проблемами этих организаций, причем не только экологических, но и чисто правозащитных. Например, солдатские матери -- и здорово, это получается! Мы как бы привлекаем молодежь, образованную молодежь, к этим эколого-правозащитным проблемам. Мы им платим небольшую стипендию, деньги для студента -- это всегда к месту. Многие будущие юристы, правоведы работают, скажем, в кафе или где-нибудь еще, а у нас они работает по специальности, получает стипендию, одновременно помогают нам и учатся, приобретают практический опыт. Мы хотим распространить этот опыт на весь Северо-Запад, сделать такие же школы в Мурманске, Архангельске. Как только решим вопросы финансирования, запустим и еще один проект на Северо-Западе — учить экологического журналиста. Потому что очень мало на самом деле профессиональных журналистов, которые грамотно, непредвзято и доходчиво пишут об экологических проблемах. Ну, в Петербурге, скажем, их наберется так человек четыре-пять, и все. Все остальные случайно время от времени начинают писать, часто ерунду... В общем, стремимся развивать информационные ресурсs. С этим хорошо помогает норвежская экологическая организацию "Беллона".