"Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих" — эта присказка как нельзя кстати приходит на ум, как только я начинаю вспоминать о такой долгожданной и такой неудачной поездке на далекий остров Кипр. Идея выехать к какому-нибудь из теплых морей принадлежала нашим друзьям. Они же, как более опытные путешественники, пообещали позаботиться о путевках. Поскольку ни они, ни мы не относимся к категории людей состоятельных, речь шла о турах по минимальной цене примерно на уровне двухзвездочного отеля или простеньких апартаментов. Однако обстоятельства сложились так, что друзья в отпуск не поехали. Мы же загорелись идеей встретить лето раньше своих соотечественников и отправились в туристическое агентство с обнадеживающим названием «Спутник».
Семь раз проверь, а один поверь...
Милая девушка из туристического бюро, что называется, с порога предложила нам воспользоваться услугами фирмы «Зевс тревел», утверждая, что фирма эта самая надежная и самая доступная по ценам, поскольку является кипрской. И здесь мы совершили первую ошибку: мы этому поверили. Были с нашей стороны робкие попытки предложить девушке за компьютером подыскать для нас еще какой-нибудь вариант, но попытки эти отвергались с негодованием профессионала, беседующего с ничего не понимающими дилетантами. В конце концов, прибыв на славный остров Кипр, мы убедились, что фирм, работающих «по Кипру», немало, а цены на туры, предлагаемые многими из них (например, «Натали-тур»), гораздо ниже той, на которую нас уговорили.
Урок первый: уважающие себя и своих клиентов турагентства и туроператоры работают с несколькими поставщиками турпродукта, поскольку заинтересованы в том, чтобы подобрать для своего клиента именно то, что ему нравится. Если вам предлагают один-единственный вариант путешествия — разворачивайтесь и уходите в другое агентство.
Но на этом наши уроки не закончились. Прибыв на славный остров Кипр в не менее славный город Лимассол, мы оказались в отеле «Аквариус», разрекламированном туристической фирмой как маленький, но очень уютный и комфортный семейный отель. На самом деле все оказалось не совсем так, вернее, совсем не так. Уральцы были первыми, кто в этом сезоне переступил порог отеля. Нас ждали плохо убранные номера, грязные окна с видавшими виды портьерами и более чем скромные завтраки, которые даже с большой натяжкой нельзя было назвать «шведским столом». Ко всему этому прибавились проблемы с водоснабжением. На следующее же утро мы обнаружили, что из кранов ванной комнаты бежит только горячая вода. После часовой беготни от одного служащего отеля к другому холодная вода на некоторое время появилась, но, как только наша дочка забралась под душ, а мы, пользуясь моментом, убежали на пляж, воду (и холодную, и горячую) отключили полностью. Бедный ребенок вынужден был завернуться в полотенца и мокрый, с намыленной головой просидел в ванной комнате больше часа. Вернувшись в номер, мы обнаружили плачущую дочь и, естественно, ринулись на поиски хотя бы какой-то воды. После наших настоятельных требований были открыты кухонные помещения, и, кое-как сцедив воду из титанов в пластиковые «соски», мы с мужем домыли своего ребенка. Неприятно поразил тот факт, что во время нашей беготни с бутылями воды с первого этажа на второй персонал отеля сохранял удивительное хладнокровие и даже не пытался нам хоть чем-то помочь. Учитывая то, в какие деньги нам обошлась путевка, это было более чем неприятно.
«А перечень у вас есть?»
К моменту встречи с представителем фирмы «Зевс тревел» Ксенией Спиру у прибывших на отдых уральцев накопилось немало неприятных вопросов. Ксения была невозмутима, как греческая богиня. На все наши «почему грязно?», «почему несъедобно?», «почему бассейн не готов, пляж не убран?» и прочее она отвечала обворожительной улыбкой. В результате мы услышали от нее встречный вопрос: «А что, в ваших документах на тур есть полный список оказываемых вам услуг?» Вопрос поверг нас в явное замешательство. У многих из заселившихся в «Аквариус» не было не только этого перечня, но и даже ваучера на заселение в гостиницу.
Урок второй: оплачивая свой тур, не стесняйтесь потребовать, чтобы в текст договора было внесено все вам обещанное, в противном случае вам свои права не доказать.
До бога высоко, до царя далеко...
Потребовав от Ксении бланки претензий и выслушав ее обещание привезти их завтра, мы отправились звонить в Челябинск продавцу, у которого была куплена наша турпоездка. И здесь нас ждала малоприятная неожиданность. Дозвонившись до милой девушки Оли из приветливой фирмы «Спутник», мы услышали совет решать все свои проблемы с упомянутой выше госпожой Спиру. Мои нервные просьбы пригласить к телефону директора фирмы или, на худой конец, старшего менеджера ни к чему не привели. Позднее, вернувшись на родину, мы побывали в «Спутнике» и побеседовали с генеральным директором ООО «Челябинское бюро международного туризма «Спутник» Людмилой Михайловной Мосиной. После этого разговора у меня сложилось четкое убеждение, что если бы мы звонили с Кипра директору, а не рядовому менеджеру, проблемы наши решились бы быстрее.
Урок третий: отправляясь в путешествие, запаситесь номером телефона как минимум руководителя турфирмы, а к этому неплохо прибавить и телефоны областного комитета защиты прав потребителей. Притом каждому из туристов следует знать: оказавшись в затруднительной ситуации далеко от места покупки тура, по большому счету можно надеяться только на себя. Многоступенчатая система продажи турпутевок не позволяет оперативно реагировать на возникшие проблемы. Продавец нашего тура из Челябинска должен был звонить своим партнерам из фирмы «Зевс тревел» в Москву, а те, в свою очередь, переправляли этот звонок на Кипр.
Заплатив за отель на так называемой «первой линии» и за вид на море (что оплачивалось отдельно и стоило недешево), мы переселились опять-таки в двухзвездочный отель с названием «Старый мост», от которого до моря было не менее 15 минут ходьбы, что по местным меркам очень далеко. При этом с нас взяли расписку в том, что мы не имеем претензий к фирме «Зевс тревел».
Сограждане, учите английский...
И здесь пришло время давать совет четвертый: никогда и ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь на так называемые русскоговорящие отели. В том, что в отелях «для русских» уровень обслуживания намного ниже, чем в иных, нам пришлось убедиться в прошлогодней поездке в Прагу. Правда, в Чехии в такой отель попали не мы, а наши друзья. За те же деньги мы жили в отеле, где и завтрак был приличный, и номера убирали аккуратно, и отношение персонала к постояльцам было самое корректное. В отеле, где поселили наших друзей, в придачу к русскоговорящему «ресепшену» они получили неприкрытое хамство персонала, среднюю еду и чужие счета за телефонные разговоры, которые хотели на них повесить.
Однако вернемся на Кипр. Как уже говорилось выше, «Старый мост» был самым обыкновенным двухзвездочным отелем, но при этом, в отличие от «Аквариуса», здесь вкусно кормили, чисто убирали номера, а вместо оскорбительных требований «Продукты в номера носить запрещается!» или «На пляж полотенца брать нельзя!» висели вежливые советы вроде того, что в ресторане есть удобнее, чем у себя в номере. Кроме этого, мы обнаружили, что здесь же, в отеле, можно заказать экскурсии по ценам намного ниже тех, что предлагались фирмой «Зевс тревел». В результате на экскурсионную программу мы истратили денег в три раза меньше, чем наши соотечественники, оставшиеся в «Аквариусе».
Еще одна проблема туристов из России: мы не любим читать инструкции и различные пояснения. Пользуясь этим качеством, нас облапошивают как могут. Две милые бабушки, приехавшие на Кипр с внуками (мы познакомились в самолете, а потом вновь в самолете же и встретились), рассказали нам, что жили в отеле у самого моря. Все было хорошо, но почему-то начиная со второй недели пребывания в отеле с них начали взимать дополнительную плату за лежаки и зонтики. Мне пришлось разделить негодование старушек, поскольку я точно знала, что если у отеля есть свой пляж на берегу моря, то лежаки и все прочее, находящееся на этом пляже, входит в стоимость проживания. Это же подтвердила и сотрудница фирмы «Зевс тревел», сопровождавшая нас в аэропорт. Оказывается, все эти правила записаны в специальных буклетах для туристов. Буклеты эти в большом количестве лежат в холле каждого отеля.
Однако вернемся к теме языка: в этой поездке с нами была дочь, хорошо знающая английский. Знания эти очень и очень пригодились. Оказывается, в каждом отеле существует целая система различных скидок и так называемых подарков для постояльцев. Обо всем этом либо объявляется по местному радио, либо сообщается в специальных афишках. Мало того, имея возможность вести через дочь переговоры с администрацией отеля, мы выторговали ужины по минимальной цене. Если в турагентстве нам предлагали ужины ценою в десять долларов, то в результате личных переговоров мы получили их за четыре доллара...
По статистике регулярные туристические поездки за рубеж (от одного до трех раз в год) совершают не более пяти процентов наших сограждан. Цифра эта остается неизменной уже несколько лет. Вряд ли наша семья может отнести себя к этим пяти процентам, мы, скорее, входим в 95 процентов россиян, проводящих отпуска дома. Именно поэтому обидно, что долгожданная поезда на Кипр оказалась не очень удачной. Но, как говорил мой любимый философ Элифас Леви, «самый ценный опыт нашей жизни тот, за который заплачено здоровьем или деньгами».
Так что урок последний: не верьте тем туроператорам, которые утверждают, что «горящие» путевки дешевеют всего на 10-15 процентов. Когда чартерный рейс оказывается незаполненным, а отели готовы выставить штрафы за невостребованные номера, вам могут предложить путешествие за минимальные деньги, чем и пользуются опытные туристы...
Людмила ДИДЕНКО, "Уральские общественные ведомости"