Сутяги: В суд как на работу

Для обыкновенного человека обращение в суд всегда сопряжено со стрессом – значит, исчерпаны все способы урегулировать конфликт мирным путем. Теперь слово за Фемидой. И даже после того как суд состоялся, через несколько лет о нем вспоминают с содроганием. Однако существует особая порода людей, которые... любят судиться. Ходят в суды как на работу. В былые времена их называли сутягами. Пообщавшись с работниками суда, мы выяснили: есть несколько категорий таких поклонников Фемиды.

Принципиальные. К ним относятся граждане и организации, которые волею судеб постоянно попадают в ситуации, когда их права действительно нарушаются. И они цивилизованным путем добиваются их восстановления. В судах к таким относятся с уважением.

Хроники. Это довольно большая и неоднородная масса. Наплыв хроников в судах чаще всего наблюдается весной и осенью, а также в полнолунье. В такие дни служители Фемиды стараются прошмыгнуть мимо знакомых лиц в коридоре как можно незаметнее. Это не всегда удается.

«У этого цветка дурная аура – выбросьте его», – с такими словами заходила в кабинет ныне уже покойная биоэнерготерапевт М., которая прославилась в городе тем, что убивала и сжигала соседских кошек. Другой завсегдатай строчит судьям распоряжение: «Аннулировать решение. Помощник прокурора Лондона». Третий подозревает всех в продажности и заваливает жалобами вышестоящие инстанции. Кстати, такие любители потусоваться в судебных коридорах иногда не прочь помочь наивным гражданам составить иск за 10 рублей. Сидит где-нибудь в уголочке и строчит опус, от которого потом у судей волосы дыбом встают...

Подвидом этой группы можно считать людей, которые однажды, ввязавшись в разбирательство, никак не могут остановиться. Если бы нашелся второй Гоголь, то мог бы появиться челнинский вариант «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

Чаще всего соседи по малосемейке истребляют друг друга исками, в которых пишут: «обязать ответчиков не разговаривать со мной» или «запретить открывать дверь без нашего ведома». Поводом для похода в суд становились и натянутая веревка в коридоре, и беспорядок в туалете, и соседская собачка...

Представители. Пожалуй, это самая серьезная категория, состоящая из людей с юридическим образованием и без оного, но крепко поднаторевших в судебных делах. Они предлагают свои услуги гражданам, которые оказались в коридорах правосудия впервые.

Есть представители, которые исполняют работу честно. Но есть и такие, кто нарочно затягивает развязку абсолютно проигрышного иска – поскольку за каждое свое действие получает деньги. Поэтому от процесса к процессу и растет сумма возмещения якобы имевшего место ущерба. Иногда представители пытаются повлиять на исход дела, подавая жалобу на судью в квалификационную коллегию. Дескать, нервы помотаю, авось, поможет...

Представителем может выступать организация. В последнее время челнинский суд организация «Мы – вместе!» завалила исками об отсутствии... аннотации на русском языке на лаке для ногтей, инструкции к выключателю, о просроченном йогурте и т. д.

Эта организация выступает от лица покупателей, которые приобретают «рублевые» вещи, после чего находят в них изъяны. И подают на продавца в суд. В качестве ответчика в основном выступают не солидные торговые фирмы (при которых существуют не менее солидные юрслужбы), а киоскеры и другие мелкие лавочники. Как потом выясняется, они охотно сразу бы обменяли непонравившийся товар или предоставили все документы на него. Но представитель требует суда. Спрашивается, зачем?

Возможно, надеется получить серьезные деньги. Действительно, в заявлении чаще всего фигурирует не меньше тысячи рублей. Но пока суд еще ни разу не удовлетворил такой иск в полном объеме. В лучшем случае продавца обязуют забрать товар (десятирублевый лак, к примеру) и вернуть за него деньги. А за моральный ущерб выплатить не более 50 рублей.

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА, "Вечерние Челны"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить