Благотворительный фонд В. Потанина составил собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2005/06 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей.
Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2005/06 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие 14 906 отличников и 336 преподавателя. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.
Высшие позиции рейтинга заняли:
1. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
2. Московский инженерно-физический институт (государственный университет) - МИФИ
3. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
4. Санкт-Петербургский государственный университет
5. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Полностью рейтинг опубликован на сайтах www.stipendia.ru , www.fund.potanin.ru
К конкурсным отборам допускались студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии, т.е. те, которых сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора был не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап - тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники - проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур - ролевые игры - выявлял лидерские и организаторские качества соискателей. По завершении конкурсных отборов в каждом федеральном округе для победителей проводилась деловая игра с участием работодателей, на которой стипендиатам предлагалось продемонстрировать навыки командной работы, проектного мышления.
В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась в пропорции: 40% - мнение студентов и 60% - экспертное заключение. При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.
В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес:
· данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36%);
· данные по итогам второго тура - ролевых игр среди студентов (18%);
· конкурс грантов для молодых преподавателей (40%);
· оценки стипендиатов в заключительной деловой игре с участием работодателей (6%);
Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок.
Сопоставление студенческих оценок показало отсутствие принципиального разрыва между уровнем студентов московских и петербургских вузов и уровнем студентов из лучших региональных вузов. Еще один вывод состоит в том, что многие столичные вузы по-прежнему не сумели занять ведущие позиции во многом потому, что в них сейчас остро стоит вопрос с кадрами молодых преподавателей. В 2005/06 году самые высокие преподавательские баллы оказались у молодых преподавателей Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, затем следуют Российский университет дружбы народов, Томский политехнический университет, Ростовский государственный университет, Московский инженерно-физического институт (государственный университет) - МИФИ. Данный рейтинг Благотворительный фонд В.Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов-участников программы на 2006/07 учебный год.
В составлении рейтинга принимали участие Руководитель аналитического отдела Института ситуационного анализа и новых технологий, профессор ГУ ВШЭ Ю.А. Полунин, эксперты фонда CAF-Россия.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.