С 1 июля в Белоруссии открылось новое информационно-аналитическое интернет-издание «Белорусские новости» . Это первое чисто сетевое СМИ в республике. Заявлено, что редакция нового издания будет отстаивать такие ценности, как демократия и права человека, независимость Белоруссии. При этом новое издание не намерено становиться рупором той или иной политической силы.
На вопросы корреспондента "ПРАВДЫ.Ру" отвечает главный редактор интернет-газеты "Белорусские новости", известный белорусский журналист Александр Класковский.
- Ваша интернет-газета появилась в Сети недавно. Чем была вызвана необходимость учреждения нового интернет-издания?
- Наш проект возник под эгидой информационной компании БелаПАН. Вообще БелаПАН — уникальное для Беларуси явление. Представьте себе: в сфере СМИ, которая жестко контролируется государством, вопреки всем невзгодам вот уже одиннадцатый год держится ЧАСТНАЯ компания. И не просто выживает, а динамично развивается. Что подтверждается, в частности, и запуском "Белорусских новостей". Пока в стране нет подобного ресурса. Есть онлайновые версии некоторых бумажных изданий, но чистой интернет-газеты, если не считать дилетантских попыток, доселе не появлялось. Так что мы — пионеры. И, как пионеры из старой советской песни, верим, что "близится эра светлых годов". То есть время, когда в Беларуси будет гораздо больше компьютеров и свободы слова. Плюс нормальная экономика и рекламный рынок. Тогда наш проект наверняка принесет и желанный экономический эффект. А пока средства вкладываются в будущее.
- На какого читателя Вы рассчитываете?
В наших условиях, когда компьютер еще не вошел в каждый дом, как лампочка Ильича, говорить о массовой аудитории вроде бы не получается. Но тут не стоит подходить с примитивной арифметикой.
Во-первых, возьмем качество аудитории. В Сеть ходят преимущественно люди молодые, образованные, развитые, активные. Это в основном те, кто имеет хорошую квалификацию, хочет и может нормально зарабатывать. В конце концов — те, кто желает перемен в стране, где гражданская инициатива свинцово придавлена властью. Среди этих людей много таких, кого социологи называют лидерами мнений. То есть они способны воздействовать на целые группы. И таким образом сфера влияния интернет-газеты расширяется.
К тому же "Белорусские новости" ориентируются на местную белорусскую печать. Региональные газеты испытывают острый дефицит актуальных материалов, написанных живым языком, без лобовой пропаганды и со знанием дела. Эту нишу частично заполняют традиционные продукты компании БелаПАН — от ленты новостей до аналитических бюллетеней, но на их выписку не у всех редакций есть деньги. Так что наш бесплатный ресурс наверняка будет востребован местной периодикой, преимущественно негосударственной. (Большинство казенных газет — на коротком поводке, и любой источник, подобный нашему, то есть не освященный идеологическим управлением президентской администрации, для них уже крамола.)
Мы же, со своей стороны, только приветствуем перепечатку материалов из "Белорусских новостей" (конечно, лучше со ссылкой). И за счет этого наша аудитория тоже может заметно расшириться.
- Интернет-издания могут существовать лишь в "насыщенной среде". Как в Белоруссии обстоят дела с развитием Интернета?
- Гораздо хуже, чем хотелось бы. По развитию интернета европейская страна Беларусь, увы, в хвосте всего СНГ.
Впрочем, цифры сильно расходятся — смотря кто как подсчитывает. Например, согласно данным минского Независимого института социально-экономических и независимых исследований, нерегулярная аудитория интернета в стране еще в 2001 году якобы составляла более 1 млн. человек, а количество пользователей в день — в среднем 150 тысяч. Однако, на мой взгляд, в таких опросах респонденты просто хотят выглядеть более продвинутыми — и выдают желаемое за действительное. Более реалистичные прикидки экспертов выводят на цифру от 60до 120 тысяч регулярных пользователей Паутины. При населении в десять миллионов это, как легко прикинуть, в районе одного процента.
Хорошо бы, конечно, на порядок больше. Но даже сегодняшняя аудитория пользователей — и количественно, и, главное, качественно — уже такова, что можно и нужно развивать сетевую журналистику.
- Кроме технических и социальных проблем, существует и проблема взаимоотношений сетевых обитателей с государством. Например, на Украине государство страстно желает лицензировать деятельность провайдеров. Как эта проблема проявляется в Белоруссии?
- В Беларуси на рынке интернет-услуг господствует государственная структура — Белтелеком. Вообще-то лицензии (без них никак, это даже не дискутируется) имеют более 40 фирм, из них реально работает три десятка. Но все они у могущественного Белтелекома на правах посредников. И, естественно, полностью зависимы. Есть еще, правда, белорусско-английское предприятие "Деловая сеть", формально самостоятельный провайдер, но и там белорусскую сторону олицетворяет вездесущий Белтелеком.
А недавно наше государство усмотрело одно свое упущение: действующий закон о СМИ не предусматривает регистрации сетевых изданий. Теперь казенные юристы рассчитывают залатать эту дыру. Правда, вокруг нового законопроекта о СМИ разгорелись нешуточные страсти. Не только Белорусская ассоциация журналистов, но и Европа превентивно подняла шум по поводу недемократичных положений этого документа (речь тут не только о сетевых изданиях, а о множестве капканов для прессы в целом, особенно негосударственной). Чем закончится эта борьба, прогнозировать трудно.
- Как Вы оцениваете ситуацию со свободой слова и прессы в Белоруссии?
- Если вы зайдете на сайт президента Беларуси, то узнаете среди прочего, что две трети зарегистрированных в стране изданий — негосударственные. То есть формально якобы расцвет плюрализма. Но в этой лукавой статистике на негосударственную чашу весов кладутся всякие там астрологические альманахи да издания типа "Ваша грядка". А вот общественно-политические негосударственные издания по суммарному тиражу раз в двадцать уступают официозной прессе. И уж вовсе безраздельная монополия державы царит в сфере электронных СМИ.
К тому же против негосударственной прессы действует система изощренной дискриминации. Например, Министерство связи сдирает больше денег за распространение. Могут отлучить от типографии (а тут тоже почти полная государственная монополия). Наконец, за "крамолу" оппозиционных журналистов судят. Недавно гродненские журналисты Николай Маркевич и Павел Можейко получили за "антипрезидентские" статьи соответственно два с половиной и два года ограничения свободы (проще говоря — "химии"). А их газету "Пагоня" еще раньше закрыл Высший хозяйственный (вдумайтесь: хозяйственный!) суд. Другие редакции страдают от лавины финансовых проверок, штрафов, получают предупреждения от Министерства информации, что чревато закрытием и заставляет прибегать к самоцензуре… Короче, у властей достаточно богатый арсенал, чтобы работа в негосударственной прессе медом не казалась.
С другой стороны, ради справедливости надо сказать, что профессионализм оппозиционных журналистов зачастую оставляет желать лучшего. Топорные статьи под лозунгом "Долой преступный режим!" вызывают у меня лично такую же аллергию, как и оды этому режиму в официозных СМИ. И там, и там господствуют штампы, отражается не реальная ситуация, а примитивное, черно-белое мышление авторов и стоящих за ними сил. Настоящая журналистика, я считаю, должна стоять над схваткой. В той мере, конечно, в какой это возможно. Потому что Ленин был абсолютно прав, утверждая, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Иначе говоря, некой рафинированной, абсолютной объективности в природе не бывает. У любой нормальной газеты есть позиция.
- Приходилось ли сталкиваться с тем, что для простоты восприятия принято называть "информационными войнами"? Вокруг чего они у вас разворачиваются?
- Мы испытали это на своей шкуре 9 сентября прошлого года, в день выборов президента. "Неведомые силы" (я их закавычиваю, а вы догадайтесь с трех раз, кому это было выгодно) банально отрубили сайты ряда негосударственных масс-медиа, в том числе и компании БелаПАН. Сверхзадача этих хакеров была в том, чтобы публика не получила никакой альтернативной информации о ходе голосования. Страна внимала только сообщениям Центризбиркома, которые гласили о триумфе Лукашенко. Потом оппозиция пыталась оспорить итоги, приводила множество примеров фальсификации, но для властей дело было уже в шляпе. А тот хакерский Пирл-Харбор оппозиционная пресса назвала первой в истории Беларуси кибервойной.
В широком же смысле слова технология информационной войны вовсю применялась и применяется официальной пропагандой. В Беларуси есть, например, свои телекиллеры, готовые словесно уничтожить любого, на кого укажет патрон. Не гнушается откровенно геббельсовскими приемчиками и государственная пресса, особенно в горячие периоды выборов и референдумов (поговаривают, кстати, что не за горами новый — о продлении полномочий сами знаете кого...).
Оппозиция со своей стороны тоже пыталась во время прошлогодней избирательной кампании действовать на информационном поле в жесткой манере. Но тему "эскадронов смерти", с которыми связывали фигуру высшего должностного лица, не удалось раскрутить до желанной степени. С одной стороны, ресурсов было негусто, с другой — народ не клюнул. Может быть, потому, что белорусов преступлениями власти в принципе трудно удивить. Столетиями на этой земле воцарялась то одна, то другая сила, что подминала все непокорное. Белорусы привыкли терпеть — или идти в партизаны. Сегодня — терпят, перебиваются, старшее поколение благодарит "батьку" за то, что вовремя выдаются пенсии и нет войны.
Для перемен должны вызреть внутренние предпосылки. Должна накопиться критическая масса электората, который ориентируется на иные стандарты, нежели "чарка да шкварка", ставшие слоганом официальной пропаганды.
- Какова степень влияния российских СМИ на белорусскую аудиторию?
- После распада СССР популярность московских газет заметно упала. Во-первых, у нас теперь все-таки своя страна и своя жизнь. Во-вторых, подписка денег стоит. И если выбирать, то большинству лучше иметь в доме белорусское издание, где и погода, и телепрограмма, и новости — местные. Правда, несколько российских изданий — "Комсомолка", "АиФ" — держат долю аудитории за счет региональных вкладышей.
А вот что касается ТВ — тут Москва по-прежнему доминирует. И по числу каналов (в Беларуси транслируются все основные российские — и вместе с тем только-только делает первые робкие шаги второй национальный), и, главное, качественно. Белорусская тележурналистика, как я уже сказал, практически полностью контролируется государством. Эти дубовые, примитивные передачи нормальный человек смотреть не в силах. То, что было нормой во времена Брежнева, сегодня выглядит кошмарной пародией.
Так что в целом российские СМИ очень даже воздействуют на белорусских граждан. И это, как ни парадоксально, не нравится ни оппозиции, ни власти. Первая говорит об имперском влиянии, ну а режим не в восторге, когда московские СМИ начинают его "мочить в сортире".
Последний раз белорусский президент очень обижался на российскую прессу в свете размолвки с Путиным по вопросам интеграции. Путин, например, предложил: "Мухи — отдельно, котлеты — отдельно", а один из московских телеканалов тут же изобразил крылатое насекомое с головой Александра Григорьевича вьющимся над российской котлетой… Такой образности белорусские власти не любят.
В общем, по моим прогнозам, российские масс-медиа будут мягко вытесняться. В принципе это процесс закономерный. Вопрос лишь в том, что взамен. Например, сейчас в вещание ОРТ у нас вклинился новоиспеченный второй белорусский канал с аббревиатурой-близнецом ОНТ ("Общенациональное телевидение"). И сравнение отнюдь не в пользу второго. В народе это называют менять быка на индюка.
- Расскажите о планах развития нового издания.
- Нас уже заметили, цитируют, перепечатывают, шлют электронные письма, и это подстегивает. Вместе с тем до осени мы будем еще обкатывать технологию, пробовать людей (при маленьком штате нужны энергичные журналисты широкого профиля, но не верхогляды). С сентября думаем заработать в полную силу, чтобы на сайте было с лихвой всего, что заявлено в рубриках: и новостей, и аналитики на злобу дня, и свежих развлекательных материалов.
В перспективе же — чем черт не шутит — бренд "Белорусских новостей" может дополниться и бумажной ипостасью. Интернет интернетом, а эпоха традиционной прессы отнюдь не кончается. Но для нас это будет не шаг назад, а новый виток развития.
Я уже говорил о том, что у любой нормальной газеты должна быть четкая позиция. И если вести речь о "Белорусских новостях", то для нас, например, бесспорны такие ценности, как демократия и права человека, рыночная экономика и независимость нашей страны. Но это столь широкие понятия, что дают возможность уживаться под крышей нашего издания самым разным точкам зрения. И в этом смысле мы тоже рассчитываем — как теперь модно говорить — позиционироваться в среде белорусских масс-медиа. Я имею в виду издания общественно-политические, где еще господствует баррикадное мышление и жесткий раздел на два лагеря — официозный и оппозиционный.
На самом деле ведь жизнь гораздо сложнее, диалектичнее, чем изображают ее политики. И "Белорусские новости" намерены следовать именно правде жизни.
Беседовал Андрей ЛУБЕНСКИЙ
ПРАВДА.Ру
Справка:
КЛАСКОВСКИЙ Александр Владимирович
Родился в Беларуси (тогда еще БССР) в 1958 году. В 1980-м окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета.
Профессионально работает в средствах массовой информации с 1978 года. Был ответственным секретарем белорусской газеты "Звязда", заместителем главного редактора "Народной газеты" (Минск). Редактировал всесоюзный молодежный журнал "Парус" (издание выходило в перестроечные годы в белорусской столице, адресовалось подросткам всего СССР, стоило еще копейки и имело огромный по сегодняшним меркам тираж в миллион экземпляров). Затем возглавил газету "Знамя юности", ставшую на рубеже 90-х самой массовой в Беларуси - около 700 тысяч экземпляров.
С 1999 года - главный редактор информационной компании БелаПАН. Руководит двумя проектами компании: выпуском аналитического еженедельника "Белорусская неделя" и с недавнего времени - интернет-газеты "Белорусские новости".
Женат, четверо детей.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.