Последние десять лет ученые пытались выяснить, какой тип мужчин больше нравится женщинам. Оказалось, что мужественные красавцы производят на дам неотразимое впечатление лишь на короткое время. Для прочных отношений они предпочитают романтических юношей с женственной внешностью.
Связь внешности и характера — столь же спорная научная тема, как и влияние расположения звезд или узора ладоней на судьбу человека. Однако, в отличие от астрологии и хиромантии, физиогномика с самого начала претендовала на строгий научный подход: измерения, формулы, корреляции. В XIX и начале XX века ей уделяли пристальное внимание антропологи и психиатры, в том числе знаменитые Эрнст Кречмер и Уильям Шелдон. Хорошо известен обобщенный портрет преступника, предложенный Чезаре Ломброзо: маленькая голова со скошенным низким лбом и ярко выраженными надбровными дугами, непропорционально развитая нижняя челюсть, аномалии ушей. Такие обобщения уже в XIX веке встречали резкую критику со стороны научной общественности. А после печально известных антропологических изысканий нацистов интересоваться формой носа и размером черепа стало по меньшей мере дурным тоном.
В последнее десятилетие вроде бы давно отвергнутая физиогномика снова вызывает пристальное внимание ученых. В отличие от предшественников, которых привлекали преступные наклонности, врожденные аномалии и расовые признаки, современных физиогномистов больше интересует влияние определенных черт лица на успех у противоположного пола. В шотландском университете Сент-Эндрюс за последние несколько лет была проведена целая серия широкомасштабных исследований, посвященных восприятию мужских лиц и оценке их сексуальной привлекательности.
Большинство людей уверены, что легко могут распознать характер человека по его лицу. Как выяснили ученые, это не пустое бахвальство: определенные черты характера действительно “написаны” у человека на лице. Например, мужественный вид действительно коррелирует с “мужскими” чертами характера: активностью, смелостью, упорством и волей к победе. Еще в 50-е годы это было доказано исследованием, проведенным в элитарной американской военной академии Вест-Пойнт. Ученые сравнили портреты наиболее успешных курсантов, отличников боевой и политической подготовки. Оказалось, что все они чем-то похожи: большинство имеют широкие брови, массивную нижнюю челюсть и тонкие губы. И это, как считают исследователи, не случайно: широкие брови и массивная челюсть свидетельствуют о высоком уровне мужского гормона тестостерона, “ответственного” за физическую силу, воинственность и сексуальную активность мужчин.
Профессор Дэвид Перрет из шотландского университета Сент-Эндрюс решил проверить, как женщины реагируют на эти внешние признаки мужественности. С помощью компьютерной программы он моделировал изображения мужских лиц, незначительно изменяя в них несколько характеристик. Чтобы придать лицу “мужественности”, понадобились более квадратные очертания подбородка, широкие брови, губы потоньше и глаза меньшего размера. В остальном лица оставались идентичными.
В исследовании приняли участие 18 тыс. зрительниц британской телекомпании ВВС. Им показывали два изображения (одно более мужественное, другое — более женственное), а также объявление о знакомстве, якобы написанное одним из мужчин. Половина испытуемых видела объявление: “Привлекательный профессионал, остановившийся в вашем городе на короткое время, любитель кино, спорта и вечеринок познакомится с симпатичной молодой женщиной для приятного времяпрепровождения”. Другая половина читала следующее: “Заботливый, привлекательный профессионал, любитель кино, спорта и вечеринок мечтает встретить женщину своей жизни и полюбить ее навсегда”. Большинство испытуемых сочли автором первого объявления более “мужественного” мужчину, а автором второго — мужчину с более женственными чертами лица.
Таким образом, “мужественный” вид вовсе не обязательно является для женщин привлекательным: такие мужчины кажутся женщинам не только сильными, но и способными на обман и жестокость. Напротив, мужчины с более женственной внешностью воспринимаются как более добрые и заботливые. Им можно доверять. Именно этим, по мнению профессора Перрета, объясняется тот факт, что, отвечая на вопрос: “Какое из лиц кажется вам более привлекательным?”, 66% женщин выбрали менее мужественное.
Антропологи отмечают, что по сравнению с нашими предками современные мужчины имеют гораздо менее выраженные внешние отличия от женщин. О подобной “феминизации” многие консервативно настроенные общественные деятели обычно говорят как о чем-то негативном, связанном с биологическим вырождением человеческой породы. Как считает психолог-эволюционист Паула Николсон из университета Шеффилда, биологические изменения в ходе человеческой эволюции действительно ведут к сглаживанию физических различий между мужчинами и женщинами. Но этот факт свидетельствует вовсе не о вырождении человечества, а о том, что на процессы полового отбора все меньше оказывают влияние биологические факторы и все больше — культурные. Если в древности агрессивность, напористость и физическая сила мужчины обеспечивали его детям больше шансов на выживание и влияли на выбор женщин, то сейчас важнее для них оказываются совсем другие факторы: мягкость, забота и верность своей партнерше.
Но если бы женщины предпочитали только нежных и романтичных мальчиков, на свете уже давно не осталось бы крутых мачо вроде Жана Поля Бельмондо, Арнольда Шварценеггера или Адриано Челентано. На самом деле выбор женщин гораздо причудливее и зависит не столько от здравого смысла, сколько от настроения. А оно, в свою очередь, регулируется уровнем содержания гормонов в крови.
Недавно в лаборатории профессора Перрета закончилась очередная серия экспериментов, в которой приняли участие женщины, принимающие гормональные противозачаточные средства. Оказалось, что им гораздо больше нравятся “крутые” мужчины с квадратной челюстью и они даже готовы вступать с ними в серьезные длительные отношения.
Исследование на этот раз проводилось в двух странах — Шотландии и Японии. Женщинам-испытуемым предъявлялись изображения мужских лиц, различавшихся по степени мужественности, и задавался вопрос, какого из мужчин они бы выбрали для короткого любовного романа. Было обнаружено, что в период менструального цикла, наиболее благоприятный для зачатия, женщины выбирали более мужественные лица. Когда же их спрашивали о том, с кем из мужчин они хотели бы построить более длительные отношения, они предпочитали менее маскулинную внешность. Причем выбор постоянного партнера не зависел от фазы менструального цикла.
По мнению шотландских психологов, слишком мужественные мужчины с высоким уровнем тестостерона — плохие мужья. Согласно статистическим данным, они чаще изменяют своим женам и бьют их. Браки с такими мужчинами чаще распадаются. Зато они обладают крепким здоровьем, силой и выносливостью, так что в биологическом смысле женщинам “выгодно” иметь от них детей. Их потомство обладает очень сильной иммунной системой. Поэтому наиболее “биологически целесообразное” поведение для женщины — выйти замуж за кроткого и заботливого юношу, обладающего женственными чертами, но при этом забеременеть от грубого самца во время краткого случайного свидания. Только в этом случае она сумеет обеспечить своих детей и здоровыми генами, и длительной отцовской заботой.
Что же касается женщин, принимающих оральные контрацептивы, то с ними все оказалось наоборот. Они чаще выбирали крутых мачо в постоянные партнеры, а романтических мальчиков — во временные любовники. Проводивший этот эксперимент доктор Тони Литтл уверен: “Если женщина, принимающая пилюли, выйдет замуж и затем забеременеет, она вскоре обнаружит, что выбрала не того человека”.
Психолог-эволюционист Ник Нив из Нортумберлендского университета пришел к похожим выводам в результате совсем другого эксперимента. Он изучал воздействие на женщин феромонов— специфических сексуально окрашенных запахов. Обычно мужские феромоны женщинам неприятны, исключение — одна неделя менструального цикла, наиболее благоприятная для зачатия. Но если женщина принимает противозачаточные пилюли, никакие феромоны на нее вообще не действуют. “Возможно, дело в том, что пилюли нивелируют все гормональные изменения в женском организме, — комментирует доктор Нив. — Но как именно они влияют на сексуальность, в точности никто не знает”.
Сексуальность человека гораздо меньше связана с биологическими процессами в организме, чем соответствующее поведение животных. Все хозяева домашних кошек знают, что гормональные пилюли не только предохраняют кошку от беременности, но и подавляют у нее всякую охоту к любовным похождениям. На людей аналогичные препараты такого воздействия не оказывают — иначе кто бы их принимал. Но что-то все же происходит, и инстинктивное подспорье для принятия биологически правильных решений не срабатывает. Так что женщины, принимающие пилюли, в буквальном смысле теряют чутье на правильных сексуальных партнеров.
Британская общественность, которая очень внимательно следит за этими исследованиями, была возмущена тем, что ученые призывают женщин “в биологических целях” изменять своим мужьям. Оправдываясь за “аморальность” выводов своего исследования, профессор Перрет заявил: “Мы изучали лишь предпочтения женщин, а не их реальное поведение. Мы не можем судить о том, имеют ли женщины в жизни возможность следовать этим предпочтениям. К тому же мы не утверждаем, что то, что целесообразно в биологическом и эволюционном смысле, обязательно должно быть нравственно оправданным”.
Тем не менее ученые уверены в том, что бессознательные умозаключения о соответствии определенной внешности определенным личным качествам влияют на предпочтения женщин и на их выбор партнера. Иначе чем объяснить вновь и вновь повторяющиеся в разные исторические эпохи и в разных культурах истории про “любовь с первого взгляда”?
Правда, не все психологи согласны со столь жестким биологическим детерминизмом. Доктор Паула Николсон из университета Шеффилда считает, что выводы ее коллег неприменимы в повседневных отношениях: “Исследование абстрагируется от внешних переменных и от социального контекста, который влияет на выбор партнера гораздо сильнее, чем внешность. Решение о том, с кем встречаться, а тем более о том, за кого выходить замуж, принимается с учетом гораздо более важных соображений, чем мужественные или женственные черты лица. Биология, конечно, важна, но не настолько”.
Существует и еще один серьезный довод за то, чтобы объяснять результаты экспериментов не столько биологическими, сколько культурными факторами. На предпочтения современных женщин огромное влияние оказывают кино и телевидение, в частности, тот идеал мужской красоты, который воплощают в себе звезды экрана. Эти идеалы за последние полвека претерпели существенную эволюцию. Голливудские звезды прошлых лет — Шон Коннери, Марлон Брандо, Джек Николсон— были бесспорным воплощением мужественности! На смену им пришли более романтические и менее брутальные герои Ричарда Гира и Микки Рурка. В последнее время их сменили персонажи, эксплуатирующие образ “вечного мальчика”, вроде Леонардо Ди Каприо. Трудно в точности сказать, что в этой эволюции первично — смена кинематографической моды или смена предпочтений зрительниц, на которую реагирует Голливуд. Ясно одно: чтобы понравиться современной женщине, густых бровей и квадратного подбородка явно недостаточно.
Анна Фенько
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.