Ввести в России «премии за автомобильный металлолом» еще в марте предложил премьер-министр Владимир Путин. Идея преследовала сразу несколько целей. Во-первых, необходимо было решить проблему утилизации отслуживших свое автомобилей.
Она в России стоит очень остро, потому что российские законы в этом вопросе ни к чему не обязывают владельцев личного транспорта. Ржавеющий автометаллолом хозяева бросают где придется, и загромождает он не только улицы городов и автостоянки. На бесхозных "ветеранов автопрома" можно наткнуться даже в лесах и полях.
По данным ГИБДД, почти половину отечественного автопарка составляют машины старше 10 лет, а около 400 тысяч зарегистрированных автомобилей брошены либо разукомплектованы.
Во-вторых, "премия за автомобильный утиль" – мера, направленная на поддержку отечественного автопрома. Владимир Путин поручил нескольким министерствам (минпромторгу, минэкономразвития и минфину) разработать программу стимулирования спроса на продукцию российского автомобилестроения.
В Минприроды уже подготовили свою часть соответствующего проекта постановления правительства. Сейчас он проходит согласование с остальными заинтересованными ведомствами - министерством транспорта, минпромторгом, минэкономразвития и прочими.
"Цель проекта – не только буквой закона обязать автовладельцев утилизировать автомобили, вышедшие из эксплуатации, - рассказал "Правде.Ру" замначальника отдела взаимодействия с общественностью, СМИ и координации выставочной деятельности ведомства Тимур Чернышев , - но и создать мотивацию для покупки новых отечественных автомобилей.
Предложение ввести институт сертификатов за утилизацию автомобилей – мера антикризисная. Сертификат автовладелец будет получать при условии, что в утиль он отправляет машину старше 10 лет. Максимальная сумма, на которую можно рассчитывать, – 50 тысяч рублей.
Другое условие - приобрести новый автомобиль исключительно отечественного производства. Мы предполагаем, что в этот список войдут и иномарки, которые собирают на российских заводах.
Если автовладелец сам не утилизирует старое авто и личность его не установлена, мы предлагаем разрешить муниципальным образованиям или владельцам земель (то есть частным собственникам), где брошена машина, утилизировать ее самим. Будут ли они получать сертификаты? Этот вопрос обсуждается.
Читайте также: В Москве нашли почти 2 тысячи опасных бесхозных машин
Сейчас процедура отправки в металлолом "ничейной" старой машины занимает около года, потому что вопрос решается только в судебном порядке. Поэтому важно упростить порядок утилизации, ввести уведомительный принцип снятия автомобиля с учета.
Утилизация старых машин - зона нашей ответственности: брошенные автомобили неблагоприятно сказываются на экологической обстановке в городах".
Многие положения законопроекта еще только предстоит детально проработать. Например, сам механизм выдачи сертификатов, а также правоотношения, возникающие при этом.
Кстати, правительство Нижегородской области решило ввести собственную программу премирования автолюбителей за утилизацию старых машин. Оно обещает выплачивать по 50 тысяч рублей тем водителям, кто решит поменять свою старую машину на новую - производства Горьковского автозавода.
Опыт выдачи субсидии за утилизацию автомобилей есть уже у многих стран мира. Эта практика введена, например, в Германии, Франции, Японии, Словакии, Италии, Австрии и Испании. Сумма дотаций составляет от 1245 долларов в Японии до 5000 евро в Италии.
Наибольший эффект стимулирование продаж автомобилей собственного производства "премиями за автометаллолом" достигло в Германии: благодаря субсидии в 2500 евро спрос на новые автомобили в мае сразу вырос на 40 процентов. В Италии результаты, несмотря на вдвое большую сумму, скромнее - всего 12 процентов.
Однако многие эксперты полагают, что ввести в России премию за утилизацию автомобилей не получится быстро и гладко по нескольким причинам. Во-первых, в стране отсутствует современная система утилизации старых машин. Предприятий немного, и вряд ли они готовы справиться с предполагаемыми объемами. Да и расположены неудобно.
"Законодательная база должна быть продумана до мелочей, чтобы избежать недоразумений и взаимных претензий, - сказал "Правде.Ру" помощник председателя Московского городского союза автомобилистов Юрий Файнгерш. – Но
даже и в этом случае никто не кинется покупать отечественные автомобили.
Речь идет о небольшой сумме – приблизительно 1,5 тысячи долларов. Соотношение "цена-качество" у российского автопрома настолько не в пользу последнего, что автомобилист предпочтет переплатить эти деньги за иномарку. Ведь ни для кого не секрет, что после покупки нового российского авто его сразу загоняют на приличный сервис.
И "протягивают" все не докрученные на заводе гайки. И потом еще год-полтора устраняют разные заводские дефекты. А что касается сборки у нас иномарок, по моему личному мнению, вряд ли тот же "Форд" приравняют к продукции отечественного автопрома".
Что ж, вопрос о том, насколько премия за утиль старых машин поможет обрести популярность отечественным маркам, остается открытым и, видимо, заслуживает внимания социологов.
Читайте самое интересное на главной странице сайта
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.