Россияне много летают. Страна большая, так что, когда надо достичь заграницы, из большинства российских городов на любом наземном транспорте «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Поэтому – самолет. Летает россиянин чаще всего в Европу и из Европы. Так в последнее десятилетие было, так есть и так будет. И не похоже, что наши граждане способны отказаться от своих деловых, личных или туристических поездок из—за угрозы терроризма, который поверг в кризис многие западные авиакомпании после 11 сентября 2001 года. Но вот в поведение самих авиакомпаний 11 сентября внесло существенные перемены. Защита гражданской авиации и, соответственно, своих стран и граждан от террористических актов оказалась одной из ключевых проблем для стран Запада. Первыми, естественно, отреагировали США. Но и Европа практически сразу занялась разработкой единой схемы контроля за безопасностью пассажирских авиаперевозок. Один из пунктов этой программы – особо пристрастная проверка личности и багажа пассажиров. При этом сохраняется задача совместить интересы клиентов, соблюдение элементарных прав личности и государственные интересы. Задача непростая. Ни вытряхивание сумочек на пунктах контроля, ни «личный» досмотр пассажиров с помощью металлоискателей, а порой и ручное ощупывание, ни изъятие любимых маникюрных ножниц не улучшает настроение пассажиров. Единственное решение проблемы – создать единую европейскую, евроамериканскую и по возможности мировую систему правил и как можно точнее и шире информировать о них пассажиров в той мере, в которой это их лично касается. Речь идет прежде всего о том, что можно, а что нельзя провозить в багаже или в ручной клади, каких действий ожидать от служб контроля, и о том, как себя адекватно вести. Но именно тут в самое последнее время возникла всемирная путаница. Устранить ее не расстарались ни власти разных стран, ни авиакомпании, а пресса, надо сказать, еще и подбавила недоразумений. Во второй половине января текущего года многие средства массовой информации – европейские и российские – опубликовали сообщения о новых правилах, введенных в области безопасности авиаперевозок Европейской комиссией: что отныне дозволено пассажиру брать с собой в небо, а что – ни под каким видом. Правила эти касаются багажа и ручной клади. Некоторые издания поместили подробные списки предметов, которые теперь запрещено перевозить в салоне и/или в багажном отделении самолетов, вылетающих из аэропортов стран Европейского Союза. В некоторых публикациях уточнялось, что новые правила вступают в действие с 1 февраля 2004 года. В других газетных материалах дата почему-то вообще не указывалась. Помимо неясности с датой, вызывало недоумение и содержание некоторых публикаций. Например, в материале популярного итальянского журнала, озаглавленном «С такими предметами не летают», а также в одноименном переводе, помещенном на сайте русских переводов иностранной прессы, приведен список запрещенных ЕК предметов, с комментарием, что перечисленные предметы нельзя провозить как в багаже, так и в ручной клади. При этом, если итальянский текст звучит довольно обтекаемо, то русский однозначно подчеркивает: в списке фигурируют только предметы, которые Европейская комиссия решила вообще запретить людям возить в самолетах – хоть в чемодане, сданном в багаж, хоть с собой в пассажирском салоне. Получалось, что придется отказаться не только от бомб, гранат и взрывчатки, но и, скажем, от тех же маникюрных ножниц, и, что особенно существенно в лыжный сезон, от лыжных палок. На многочисленных новостных сайтах появились публикации со ссылками на Интерфакс и другие агентства, типа «В самолетах стран Евросоюза запретили провозить удочки». Некоторые предупреждали: если вы все же забудете оставить удочку дома, то у вас ее все равно конфискуют. Но позвольте: а если из страны в страну летит команда лыжников или, допустим, рыболовов – на соревнования, например? А если коммивояжер летит в командировку и надеется завоевать со своими ножничками новый рынок сбыта? А если на презентацию очередной модели перочинного ножика спешит владелец перочинно-ножевой фирмы? Может, есть какой-то особый порядок испрашивания разрешений, а мы о нем не знаем? «iностранец» поручил своему собкору во Франции Ирине МИКАЭЛЯН во всем досконально разобраться: выяснить, каков исходный документ, на который опираются вышеупомянутые публикации, каково его содержание, каковы сроки вступления в силу данных правил и, главное, в чем они, правила, реально и в точности заключаются.
ПЕРВЫЙ ДОКУМЕНТ Единственным официальным документом, содержащим конкретную информацию по интересующему нас вопросу и при этом доступным широкой общественности, является Коммюнике с индексом IP/04/59, опубликованное, в частности, на портале Европейского Союза (http://europa.eu.int) 16 января 2004 года и переданное в пресс-службы авиакомпаний и в новостные агентства. Согласно этому коммюнике, Европейская комиссия приняла постановление, которое впервые устанавливает единый список предметов, запрещенных, как сказано в тексте, к перевозке на борту и/или в багажном отделении пассажирских самолетов. В документе указывается, что главная цель данного постановления – «точнейшим образом проинформировать пассажиров, вылетающих из аэропортов ЕС, относительно предметов, которые будут конфискованы на пунтках контроля безопасности». Тут важный нюанс: получается, что речь идет о предметах, которым запрещено находиться НА БОРТУ самолетов. Но важно иметь в виду, что в принятой в авиации терминологии «на борту» значит в отделении самолета, предназначенном для пассажиров и экипажа. В коммюнике сообщается также, что «список запрещенных предметов не является исчерпывающим, поскольку не представляется возможным предсказать, какие еще виды оружия могут быть изобретены и какие предметы могут быть использованы в качестве оружия...Тем не менее, если компетентные власти примут решение запретить какой-либо предмет, не фигурирующий в списке, они обязаны должным образом известить пассажиров до регистрации на рейс». Подчеркивается, что «власти, отвечащие за соблюдение закона, остаются по-прежнему вправе конфисковать любой предмет, не фигурирующий в списке, но который, исходя из собственной оценки ситуации на месте, они расценивают как потенциально опасный». В любом случае предполагается, что данное «постановление позволит установить более прозрачную и тем самым более понятную систему контроля, во всяком случае в отношении большинства предметов и большинства пассажиров». Помимо этих общих положений, в коммюнике имеется Приложение, которое, во избежание неясностей, мы приводим полностью ниже. Коммюнике опубликовано на английском и французском языках. При переводе мы пользовались обеими версиями.
Пассажирам запрещается вносить в зону безопасности регламентированного доступа (секция посадки, пропуск в которую осуществляется на пунктах контроля безопасности), а также на борт самолета следующие предметы:
a) Револьверы, огнестрельное оружие и другие виды оружия
Любые предметы, из которых можно произвести выстрел или ранить, а также предметы, внешне похожие на таковые:
* любые виды огнестрельного оружия (пистолеты, револьверы, карабины, винтовки и т. п.) * копии и муляжи огнестрельного оружия * элементы и составные части огнестрельного оружия (за исключением телескопических приборов наведения) * пневматические пистолеты, карабины и охотничьи ружья * пистолеты для запуска сигнальных ракет * спортивные (стартовые) пистолеты * любые игрушечные пистолеты или ружья * барабанные пистолеты и винтовки * промышленные пистолеты для гвоздей и болтов * арбалеты * рогатки и катапульты * гарпуны и ружья для гарпунов * электрошок для скота * приспособления, позволяющие обездвижить или нейтрализовать – например, электродубинки или снаряды с электрическим разрядом (Taser) * зажигалки в форме огнестрельного оружия
b) Колющее и режущее оружие и острые предметы
Острые или режущие предметы, с помощью которых возможно нанести телесные повреждения, такие как:
* топоры и топорики * стрелы любых размеров * металлические крюки, которыми пользуются альпинисты * гарпуны и дротики * пилы для льда и ледорубы * коньки * ножи с предохранителем или кнопочные ножи, с лезвием любой длины * ножи, включая церемониальные ножи, с лезвием длиннее 6 см, в том числе с деревянным лезвием или с лезвием из любого другого материала, достаточно прочного, чтобы нож мог быть использован как оружие * резаки * мачете * опасные бритвы или лезвия для бритв (за исключением безопасных бритв или одноразовых бритв со встроенным лезвием) * сабли, шпаги и трости с острыми наконечниками * скальпели * ножницы с лезвием более 6 cм * лыжные палки и походные палки * метательные звезды (shuriken) * любые инструменты, которые могут быть использованы как колющее или режущее оружие, например, дрели, буравы, все виды пил, отвертки, молотки, гаечные и разводные ключи, сварочные агрегаты, как профессиональные, так и используемые в домашних условиях
c) Тупые предметы
Тупые предметы, которыми можно ранить, в том числе:
* биты для софтбола и бейсбола * палки и дубинки, как жесткие, так и гибкие * биты для крикета * биты для гольфа * хоккейные клюшки * весла для каяков и каноэ * скейтборды * бильярдные кии всех видов * удочки * оружие, применяемое в боевых искусствах, такое как палицы, дубинки, метательные приспособления, и т. п.
d) Взрывоопасные или воспламеняющиеся вещества
Любые взрывоопасные или воспламеняющиеся вещества, представляющие опасность для здоровья и жизни пассажиров и экипажа, а также для безопасности самолета и имущества, включая:
* боеприпасы * капсюли * детонаторы и детонирующие шнуры * взрывчатые вещества и взрывные устройства * копии или муляжи взрывчатых веществ или взрывных устройств * мины и другие военные взрывные устройства * гранаты всех типов * газ и контейнеры с газом (например, бутан, пропан, ацетилен, кислород) большого размера * петарды и фейерверки, ракеты любых видов и любые другие пиротехнические приспособления (включая предметы, предназначенные для домашнего использования) * любые виды спичек, кроме безопасных (то есть таких, которыми мы пользуемся в быту. – И. М.) * дымовые бомбы и патроны * жидкое воспламеняющееся горючее, такое как бензин, дизельное топливо, жидкость для заправки зажигалок, спирт, этанол * краски в аэрозольных баллончиках * скипидар и растворитель для краски * напитки с содержанием алкоголя свыше 70%
e) Химические и токсичные вещества
Токсичные вещества и любые химические продукты, которые могут нанести вред здоровью пассажиров и экипажа, а также небезопасные для самолета или имущества, такие как:
* кислоты и алкалоиды, например, электролизные батарейки и аккумуляторы, которые могут течь * коррозивные и отбеливающие вещества, например, ртуть, хлор * спреи с нервно-паралитическим, слезоточивым газом * радиоактивные вещества, как, например, изотопы, применяемые в медицине или промышленности * яды * опасные биологические вещества, как то: зараженная кровь, вирусы и бактерии * самовоспламеняющиеся вещества * огнетушители
Следующие предметы запрещены к перевозке в багаже:
* взрывные устройства, включая детонаторы, капсюли, мины, гранаты и другие взрывные устройства или вещества * газ: пропан, бутан * воспламеняющиеся жидкости, включая бензин и метанол * твердые воспламеняющиеся и реактивные вещества, включая магний, петарды и фейерверки, сигнальные ракеты * оксидные и пероксидные органические вещества, включая хлорку, вещества, предназначенные для ремонта автомобильных кузовов * токсические и инфектированные вещества, включая яд для мышей, зараженную кровь * радиоактивные материалы, например, изотопы, применяемые в медицине или промышленности * коррозивные вещества, включая ртуть и автомобильные аккумуляторы * компоненты системы питания двигателей, в которых содержалось топливо.
Итак, список содержит две неравные части. Первая часть относится к предметам, которые пассажиру запрещено иметь при себе на момент прохождения пункта контроля – то есть уже после регистрации и сдачи вещей в багаж (эта система, отличная от той, что принята в московском Шереметьеве, действует во всех европейских странах и, между прочим, в Домодедове. А во многих аэропортах США багаж досматривают в присутствии пассажира непосредственно после регистрации на рейс). Во второй части перечислены предметы, которые нельзя перевозить и в багаже. Понятно, что предметы, фигурирующие в этой второй части, перечислены и в первой: что нельзя иметь в багаже, то ТЕМ БОЛЕЕ нельзя иметь «на борту», то есть – в пассажирском салоне. Однако предметы из первой части списка теоретически МОЖНО провозить в багаже. Почему теоретически? Потому что для того, чтобы провозить, например, огнестрельное оружие, необходимо иметь на то специальное разрешение. Кроме того, в аэропортах на местах могут быть введены дополнительные ограничения, не говоря уже о том, что в зависимости от компании и типа самолета могут вводиться ограничения, уже не связанные с безопасностью, а, например, с размерами багажа. Ну, и отметим, что дата вступления в силу постановления в коммюнике не указана.
"Иностранец"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.