Конфликт привел к транзитной грызне

Сегодня президент компании "Российские железные дороги" Владимир Якунин сделал заявление, что железнодорожное сообщение между Россией и Молдавией может быть прервано с 1 ноября, если две страны не придут к соглашению по транзиту через Приднестровье. "У Молдавии остается всего пять дней, чтобы найти приемлемое решение в создавшейся ситуации", - заявил Владимир Якунин. Пресс - служба РЖД отметила, что с 1 ноября перестанет ходить только один пассажирский поезд 47/48 Кишинев - Москва.

Железнодорожное ведомство Якунина настаивает на том, чтобы поезд 47 Москва - Кишинев следовал по прежнему маршруту - через Приднестровье. В РЖД утверждают, что схема железнодорожного сообщения через север Молдавии, которая действует ныне, увеличивает время следования с 26 часов, как это было раньше, до двух суток в настоящее время.

В марте этого года молдавская сторона в одностороннем порядке ввела новый таможенный режим. Согласно новым таможенным правилам все приднепровские грузы могут пересекать границу Украины только после оформления соответствующих документов в Кишиневе. Руководство молдавской железной дороги переправило грузовые и пассажирские потоки в обход Приднестровской республики - через пропускной пункт Могилев - Подольский. Тирасполь воспринял этот шаг как экономическую блокаду непризнанной республики.

Ограничительные меры Молдавии и Украины по железнодорожному транзиту в обход Приднестровья носили согласованный характер. Поскольку в скором времени и официальный Киев, по прямой просьбе Кишинева, принял решение о введении нового таможенного режима. Что заставило перенаправить все пассажиро- и грузопотоки, следующие в Россию, Украину и страны СНГ, в обход Приднестровья. Это привело к многомиллионным транспортным издержкам для всех стран, задействованных в сфере транзита на молдавском направлении.

В начале сентября этого года Украина объявила о начале ремонта железнодорожных путей в районе Могилева - Подольского и моста через Днестр. Это было косвенным намеком на снятие транзитных ограничений, поскольку прямо отказать Кишиневу в ранее достигнутых договоренностях по железнодорожным санкциям в отношении Тирасполя, официальный Киев пока не решился. Это решение было выгодно Москве и Тирасполю.

Молдавской стороне пришлось пойти на снятие части ограничений и разрешить пересечение Приднестровья транзитных грузов, поскольку перенаправленный ранее железнодорожный поток еще севернее, через объездной пункт Сокиряны, не справлялся с возросшим транспортным сообщением.

Это приводило к перебоям в движении транспорта. Но фирменный поезд Москва - Кишинев, как и прежде, следовал в обход Приднестровья, что увеличило время в пути до двух суток. Пойдя навстречу России и Украине в вопросе следования транзитных грузов, "Молдавская железная дорога" категорически отказалась пускать через Тирасполь собственные поезда, мотивируя это нежелание проблемой безопасности на тираспольской территории, которая, по мнению Молдавии, там не соблюдается.

Москва предложила взять вопрос обеспечения безопасности железнодорожных потоков под свой контроль, что, конечно же, не устроило Кишинев. Переговоры "зависли". "Мы пишем письма, а молдавская сторона пишет свои, но их позиция не устраивает нас, тогда как наша точка зрения не принимается Молдавией", - заявил в четверг Владимир Якунин.

На 10 сентября в Приднестровье назначены президентские выборы. В этой связи диалог между Москвой и Тирасполем по транзитному коридору активизировался. Действующий глава Приднестровской республики после встречи с российской делегацией заявил, что республика не будет вести переговоры с Молдавией до подписания ею "транзитного протокола". Российская сторона еще пригрозила и отменой фирменного поезда "Молдова".

"Зажатому в тиски" железнодорожного альянса Москвы и Тирасполя, Кишиневу ничего не оставалось, как в очередной раз обратиться за "братской поддержкой" к евро-атлантическим друзьям. Министр транспорта и дорожного хозяйства Молдавии Мирон Гагауз и министр реинтеграции Василий Шова попросили у Евросоюза, США и ОБСЕ помощи в урегулировании ситуации "с имперскими амбициями" Москвы.

Кишинев хочет, чтобы Европа и Америка "нажали" на Украину, чтобы та открыла мост через Днестр, и тогда у молдавских властей появится свобода маневра перед московским ультиматумом по приднестровскому транзиту.
Существенную роль в достижении компромиссных соглашений в "рельсовой войне" может сыграть позиция Украины.

Если Киев согласится пойти на уступки вставшего на сторону Молдавии Запада и откроет мост через Днестр, то пассажирский поезд 47 будет отменен. Для Кишинева это не станет трагичным моментом. У Молдавии останутся три поезда. Это - 65-й московского формирования, 341-й Кишинев - Москва и 61-й Кишинев - Санкт - Петербург. Эти пассажирские составы следуют в обход Приднестровья, через Сокиряны. Им, конечно, придется брать дополнительные потоки пассажиров, что усложнит транспортную блокаду Приднестровья, но даст дополнительные рычаги сдерживания Москвы и Тирасполя в транзитном вопросе.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить