Сегодня православные христиане отмечают большой праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Это главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили епископ Дмитровский Александр и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил.
За богослужением молились члены делегации Русской Православной Церкви Заграницей в архиерейском сане: архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион и епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл.
За малым входом Святейший Патриарх Алексий возвел за усердное служение Церкви Божией в сан протоиерея ряд клириков г.Москвы: священника Димитрия Медведева, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне; священника Антония Малова, клирика храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря; священника Александра Константинова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" при бывшей Старой Екатерининской больнице (ныне — МОНИКИ).
По окончании Божественной литургии Его Святейшество совершил молебен перед чудотворным образом Архангела Михаила, находящемся в местном ряду иконостаса Архангельского собора.
Впервые этот праздник был установлен в начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе, проходившем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор осудил поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил формы и принципы их почитания, сохранившиеся в христианской традиции до наших дней. В 787 году Седьмой Вселенский Собор, проходивший в Никее, окончательно определил христианское учение об ангелах и ввел этот праздник в церковный календарь.
Праздник совершается в ноябре, так как это девятый по счету месяц от марта (с которого в древности начинался год), а девять — число Ангельских чинов.
Почитание ангелов — бесплотных небесных сил, возглавляемых Архангелом Михаилом, — вошло в христианскую практику с первых веков. При этом раннехристианские представления об ангелах опирались, прежде всего, на ветхозаветную традицию. В книгах Ветхого Завета ангелы именуются посланниками, Сынами Божьими, святыми и т. д. В Новом Завете они выступают в роли посланников Божьих, стражей и хранителей, вершат Божий суд и состоят при Христе-Судии. Ангелы возвещают и о главных событиях спасения — Рождестве и Воскресении Иисуса Христа.
Впоследствии христианское учение об ангелах приобрело более четкую структуру. В сочинении "О небесной иерархии" св. Дионисия Ареопагита (V - VI вв.) ангелы разделены на три категории (иерархии), которые, в свою очередь, тоже подразделяются на три группы (лика). К первой иерархии относятся Серафимы, Херувимы и Престолы; ко второй — Господства, Силы и Власти; к третьей — Начала, Архангелы и Ангелы. Из сонма Ангелов христианская традиция особо выделяет трех Архангелов и почитает их как предводителей всех бесплотных сил: Михаила — небесного военачальника (греч. архистратиг) и ангела-хранителя всех верующих во Христа; Гавриила — провозвестника Божьего; и Рафаила, ангела-целителя. По христианскому вероучению к каждому человеку с момента его крещения Бог приставляет особого ангела-хранителя для помощи в добрых делах.
Над всеми девятью чинами поставлен святой Архистратиг Михаил. Имя его в переводе с еврейского означает "кто как Бог". Согласно Библии, Михаил низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По преданию Церкви, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.
С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами и на Руси. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. На Руси, пожалуй, не было города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Ему посвящен и один из главнейших храмов Москвы — храм-усыпальница в Кремле.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.