Кризис учит россиян "жить по-европейски" — по средствам

Никакого кутежа: почему россияне стали жить, как бюргеры

Судя по всему, россияне теряют вкус к жизни на широкую ногу: они становятся более прижимистыми и экономными. Меняются и их потребительские настроения. Причина такого явления понятна: доходы не растут, а выход страны из кризиса не очевиден.

Тренд на бюджетирование покупок более всего заметен среди потребителей продовольственных товаров. Средний чек покупки в Москве, по данным исследовательского холдинга "Ромир", в декабре 2016 года составил 775 рублей, что стало самым низким показателем за последние пять лет в Москве и в России.

Средний чек по всей России составил 591 рубль, что на 8,1% меньше, чем в декабре 2015 года, когда он был равен 643 рублям. При этом цены на потребительские товары за 2016 год выросли, по данным Росстата, на 5,4%. Таким образом, россияне сократили расходы на еду, несмотря на подорожание продуктов питания.

В исследовании "Ромира" учитывались покупки 35 тыс. россиян из 13 тыс. домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тыс. человек.

Поездки на такси становятся короче и дешевле. Средний чек поездки в 2016 году составил 500 рублей, по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Переход на экономную модель поведения подхватил теневой сектор экономики. Россияне стали чаще приобретать нелегально произведенную табачную продукцию. По данным Nielsen и TNS Russia, доля контрабандной и контрафактной табачной продукции в России достигла самого высокого уровня за последние десять лет.

На нелегальные сигареты приходится от 2 до 4% российского рынка, тогда как год назад этот показатель был на уровне 1%. В масштабах страны это более 10 млрд сигарет в год.

Основным источником беспокойств для россиян, поменявших привычную модель шопинга, стали кризисные явления в экономике. Например, сохранение рабочих мест. На это указали 15% респондентов, опрошенных Nielsen. По поводу перспектив национальной экономики волновались 12% потребителей, 11% переживали из-за растущих цен на еду.

Все больше россиян во время шопинга охотятся за промоакциями, организованными ретейлерами, за распродажами и скидками.

Поиск промопредложений и выбор магазинов с более низкими ценами сохранили за собой статус основных стратегий экономии россиян и увеличивают свою популярность. Особенно преуспевают в поисках скидок и разного рода однодневных распродаж москвичи и петербуржцы.

Во время распродаж увеличение оборота, к примеру, магазинов бытовой техники и электроники составляет более 50%.

Стандартная конверсия (количество пользователей, ставших покупателями) у интернет-магазинов в обычные дни составляет 1,8%. В период распродажи она увеличивается до 2,5%.

Все более популярным каналом становятся магазины единой цены, такие как Fix Price, "Заодно", "Охапка", "Твоя цена" и другие. 80% россиян сказали, что когда-либо совершали покупки в таком формате магазинов, 67% российских потребителей посещали их за последние три месяца, 40% из них делают это раз в месяц и чаще.

По мнению экспертов, экономия во всем стала частью образа жизни, и даже некоторое улучшение экономической ситуации к концу 2016 года не стимулирует активность в отношении трат. Число россиян, считающих, что сейчас не лучшее время, чтобы тратить деньги, по-прежнему высоко и продолжает расти.

Под давлением сокращения доходов россиян оказался и рынок авто. Покупать стали меньше, и предпочтения отдаются моделям, которые подешевле. В январе 2017 года рынок авто в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сократился на 5%, упали продажи легковых и легких коммерческих автомобилей.

Покупки недвижимости стали скромнее: риелторы отмечают значительное снижение интереса к многокомнатным квартирам. Так, средняя площадь однокомнатной квартиры, представленной на первичном рынке квартир массового сегмента Москвы, снизилась с 43 кв. м в четвертом квартале 2014 года до 41 кв. м в четвертом квартале 2016 года (-4%). Двухкомнатные квартиры "сжались" в размерах за аналогичный период с 67 кв. м до 63 кв. м (-6,4%). "Трешки" потеряли в площади 7 кв. м (со 117 кв. м до 110 кв. м, или -6%).

При этом на рынке начали распространяться квартиры евроформата, главным образом студии, которые за счет совмещения жилых помещений и кухни характеризуются небольшой площадью.  Хит сезона — квартира-студия в 16 "квадратов".

Эксперты единодушны: россияне стали рациональнее. Учатся жить по средствам. И в этом они стали больше походить на европейцев. Однако для того, чтобы такая потребительская модель стала нормой, должно смениться как минимум одно поколение.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий: