"Мы должны не только формировать запас знаний, но и воспитывать на исторических примерах"

Эксперт: Идеология в учебнике истории должна быть одна - любовь к Родине

К началу нового учебного года в российские школы поступят новые "более взвешенные" учебники истории, заявила новый министр образования Ольга Васильева. По ее словам, в них будет использован "очень взвешенный" подход, а "сложные вопросы российской истории вынесены как бы вне" — для них подготовят дополнительные материалы.

В общей сложности "вовне" было вынесено 30 исторических вопросов, среди которых, к примеру, "оценка СССР в условиях "холодной войны"" или "оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения". Полный список доступен на сайте Российского исторического общества.

При разработке историко-культурного стандарта были достигнуты принципиальные позиции. Так, в учебниках будут затронуты вопросы, которые раньше всегда избегались. К таким вопросам относится и Катынская трагедия (массовое убийство польских граждан сотрудниками НКВД в 1940 году).

Хотя единого учебника по истории не будет, как известно, предполагается три варианта издания от "Дрофы", от "Просвещения" и от "Русского слова", особых различий между ними не будет благодаря выработанному стандарту ГОСТ, от которого отступать нельзя.

Кроме того, считается, что новый учебник — это полностью деидеологизированное пространство. Никакой идеологии или пропаганды в стандарте нет и близко.

Дать свою оценку изменениям в учебниках истории Pravda.Ru попросила научного директора Российского военно-исторического общества, доктора исторических наук Михаила Мягкова.

"Тот историко-культурный стандарт, над которым работали многие ученые, в том числе и из Российской академии наук, был подготовлен некоторое время назад. Он был принят, одобрен нашим президентом, и, в целом, этот материал является хорошей основой для написаний новой линейки учебников по истории России", — сказал Михаил Мягков Pravda.Ru.

Было сделано так, что сложные вопросы нашей Отечественной истории вошли в специальные приложения, где наши ученые смогли бы высказать свою точку зрения на них. Все эти вопросы — дискуссионные, их надо изучать дальше, поэтому и обсуждение этих вопросов будет продолжено. Надо ли включать их в школьные учебники истории — вопрос спорный.

Ученикам в школе прежде всего необходимо увидеть общую картину, понять общие тенденции развития нашего государства, будь то начальный период становления, начало Руси, или период, связанный с "холодной войной", правлением Брежнева и т.д.

Не секрет, что сегодня некоторые документы остаются в закрытом хранении, и, безусловно, они также должны изучаться. Живы еще ряд участников тех событий ХХ века, которые имеют субъективный взгляд на происходившее. Понятно, что здесь абсолютно точную картину и хронологию событий, возможно, выстроить и не удастся, однако существует какой-то объективный подход к этим вопросам.

"Именно поэтому было принято решение в учебниках давать общую хронологию, все необходимые факты и общее оценочное суждение, которое исходит из тенденций, характерных для развития нашего государства. Безусловно, то, что по прошествии времени некоторые из дискуссионных вопросов, вынесенных сегодня за скобку, когда-нибудь войдут в материалы учебников", — отметил в интервью Правде.Ру Михаил Мягков.

В качестве примера можно сказать о существующих сегодня разных точках зрения на период "холодной войны". Кто виноват в ее начале — западные страны или Советский Союз? И у одних историков есть свои аргументы, подтверждающие, что "железный занавес" опустил первым СССР. При этом другие специалисты уверены в том, что "холодную войну" спровоцировал Запад, начав размахивать "ядерной дубинкой", создавая иные прецеденты.

"Что касается событий, которые связаны, к примеру, с Катынью, то эти вопросы сегодня вошли в учебник, хотя сам факт этот долгое время скрывался. Однако все произошедшее уже признано нашими историками, были опубликованы соответствующие документы. Конечно, еще не на все вопросы получены ответы, определенные стороны событий тех дней еще будут серьезно обсуждаться. Но, в общем и целом, этот факт признан нашей историографией. При этом он так или иначе, но успел повлиять на развитие российско-польских отношений", — отметил в беседе с Pravda.Ru Михаил Мягков.

Хотелось бы, продолжил историк, чтобы на этом мы не останавливались, и изучение российско-польских отношений, начиная с самых ранних времен, было продолжено. В этой связи было бы неплохо, если бы параллельно и в России, и Польше открывались различные выставки по этой теме. К примеру, Российское военно-историческое общество предполагает в ближайшем будущем создать музей-комплекс, посвященный всему периоду развития российско-польских отношений.

Возвращаясь к новому учебнику истории, эксперт в интервью Правде.Ру отметил, что он должен давать общий необходимый запас знаний, при этом обязан заинтересовать учеников. А вот уже те, кто теми или иными моментами истории заинтересуется, смогут обратиться к более специализированным изданиям, чтобы получить возможность осмыслить все вопросы, которые перед нами ставит современная историческая наука.

"Я считаю, что создание единого учебника, основанного на историко-культурном стандарте, очень своевременно. В нем изложены все основные факты, основные тенденции, показаны главные выводы, сделанные нашими историками. Понятно, что это не просто голые факты, а в чем-то и их интерпретация, потому что история как общественная наука не может быть просто голой и абсолютно не отвечать на какие-то вопросы. Безусловно и то, что отечественная история должна быть в нашем учебнике представлена как история преемственности развития нашего государства, осмыслена в позитивном ключе, отвечать на важнейшие вопросы, связанные с причинами тех или иных событий", — сказал в интервью Правде.Ру Михаил Мягков.

Журналист Pravda.Ru поинтересовался у эксперта, как он оценивает тот факт, что в новых учебниках нет идеологии, пропаганды, оценочных суждений. "Не может быть в учебнике, что в американском, что в английском, французском, каких-то оценочных суждений и идеологий. Идеология одна, и это важнейшая идеология. Это, прежде всего, любовь к истории своего государства, любовь к родному пепелищу, как Пушкин у нас говорил", — ответил Правде.Ру историк.

История любой страны, если она изучается в данной стране, не может быть оторвана от общего позитивного контекста оценки нашей истории. Если кто-то называет это идеологией, то пусть это будет идеология, считает Михаил Мягков. "Идеология — любовь к своей Родине, защита интересов своей страны, приоритет интересов своей страны", — уверен историк.

Совсем лишать учебники оценочных суждений нельзя. Допустим, продолжил эксперт в интервью Правде.Ру, мы говорим про Великую Отечественную войну и освободительную миссию Красной армии. Как могут авторы учебника не дать этим событиями оценку? Не отметить, что именно Красная армия победила нацизм, что решающий вклад в победу во Второй мировой войне внес Советский Союз, а не США или Великобритания?

"Мы именно даем свою точку зрения, основанную на работах наших историков, на имеющихся документах, и это будут оценочные суждения. Ни один учебник не может быть лишен этих оценочных суждений. Мы должны не только формировать запас знаний, но и воспитывать на исторических примерах. Воспитательная функция истории очень велика, она может быть даже решающей в процессе всего образования. Поэтому здесь учебник должен помогать именно учителю выполнять не только функцию образования, но и воспитания", — уверен Михаил Мягков.

Как известно, в новых учебниках не отводится особой роли православию. Хотя тема религии и затронута, но она в равной степени касается и ислама, и иудаизма, и христианства. Журналист Pravda.Ru поинтересовался у Михаила Мягкова, насколько это правильно.

"Когда создавался учебник, ученые высказывали различные точки зрения по вопросу религий. Однако любой учебник имеет свои ограничения по объему, как и учебные часы для изучения его материала. На полное и глубокое погружение в общую историю страны, в историю культуры, религий просто не хватит времени. Для более полного изучения всех интересующих вопросов будут создаваться различные приложения", — сказал Михаил Мягков в беседе с Pravda.Ru.

По словам эксперта Pravda.Ru, создать такие приложения уже готовы в министерстве культуры, в военно-историческом обществе. Были переговоры и с Русской православной церковью по созданию дополнительного учебного приложения по истории религии в качестве пособия для внеклассного чтения.

Невозможно изучать историю России и без военной составляющей. Поэтому Российское военно-историческое общество уже подготовило учебное пособие по военной истории России, которое было напечатано в издательстве "Просвещение", ответственным редактором выступил министр культуры РФ и председатель Российского военно-исторического общества, и вот 22 июня 2016 года на Общероссийском историческом собрании этот учебник был вручен нашему президенту Владимиру Путину.

"Вполне возможно, что из этой книги в дальнейшем будет создано полноценное учебное пособие, как приложение к основному учебнику истории. Переговоры об этом уже ведутся с министерством образования. Называться этот учебник будет "Военная история России", - сказал Михаил Мягков в заключение беседы с Pravda.Ru.

Читайте также: Реформы образования укрепляют характер

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить