Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Анатолий Лысков ответил на вопросы "Правды.Ру" о том, как соблюдаются прописанные в Конституции права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.
В Конституции есть 52-я статья, гласящая: "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". Однако создается впечатление, что закона у нас нет, и люди идут в Европейский суд по правам человека, а это бьет по имиджу страны. Что делать чтобы законы исполнялись?
— Около трех лет назад я вносил в Госдуму закон, который, на мой взгляд, выравнивал права потерпевшего в уголовном процессе. Документ был принят в первом чтении, а дальше эта тема притормозилась и до сегодняшнего момента он не нашел своего должного разрешения. Конечно, это ненормально.
Мы на определенном этапе увлеклись обеспечением прав обвиняемого в уголовном процессе, на это были большие основания, потому что обеспечение прав обвиняемого является определенной защитой от возможных репрессивных методов, которые происходили в нашей истории. Но не следовало бы забывать и права потерпевших.
С моей точки зрения, права потерпевших не так защищены, как предусмотрено Конституцией. В документе сказано, что обеспечивается равноправие сторон и состязательность сторон, но де факто получается так, что потерпевшим человек признается не с момента возбуждения уголовного дела и не с момента предъявления обвинения подозреваемому, а значительно позже — как правило, в конце следствия.
Получается, что потерпевший в ходе расследования не может воспользоваться своими правами, прописанными в Уголовном процессе. А какие его права? Он имеет право иметь адвоката, имеет право заявлять ходатайства следователю о проведении какого-то следственного действия, о сборе доказательств. То есть, если государство не сумело защитить потерпевшего, то ему надо предоставить ему возможности, чтобы он мог понудить государство к исполнению государственной функции.
То есть, подразумевается, что были преступления злоупотребления со стороны власти?
— Здесь не нужно говорить о чиновниках вообще. Есть нюансы, в которых, мы — законодатели — в определенной степени виноваты. Я исповедую принцип, что госслужащий, коим является следователь, имеет право делать только то, что предписано законом.
А в законе не прописан срок, когда человек должен быть признан потерпевшим, это вольно трактуется. Как правило, он формально признается потерпевшим, но своими правами на стадии предварительного следствия он не может воспользоваться, ему остается только ознакомиться с материалами дела.
Моя поправка как раз заключалась в том, чтобы на ранней стадии обеспечить права потерпевшего в полном объеме. Но еще одна деталь. Сказать, что потерпевший вообще не защищен, будет неправильно, потому что по особо опасным делам у нас есть закон о государственной защите свидетелей и потерпевших. Он используется правоохранительными органами, когда это нужно, разумеется. Поэтому физическая защита потерпевшего обеспечивается, и созданы правовые условия для этого.
Читайте подробнее по этой теме: Путина просят дать право на защиту потерпевших
Все материалы по теме читайте здесь
Что вы думаете о соблюдении этого закона? Примите участие в нашем опросе.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.