Романтика ночных полетов вдохновляет многих творческих людей, начиная от художников и заканчивая музыкантами. Однако менее романтичным выглядит влияние таких полетов на эффекты глобального потепления.
Наверняка, все наблюдали следы из водяного пара - «следы инверсии самолета», которые остаются позади реактивных самолетов. Такой шлейф может сохраняться в атмосфере в течение нескольких часов, распространяясь вширь на расстояние до 2 километров. Он вносит свой вклад в развитие глобального потепления, "заманивая в ловушку" инфракрасную радиацию, испускаемую поверхностью Земли, считают климатологи.
Английские учёные использовали специальные компьютерные модели, для изучения «нагревающего» эффекта пролетающих через Северо-Атлантический коридор самолётов.
Исследование показало, что в зимнее время их влияние более существенно. Не менее разительны отличия между ночью и днем. В то время как вечерние перелёты составляют только 25 процентов от всего воздушного трафика, следы их инверсии вносят наибольший вклад в потепление (до 80 процентов).
Перенос всех ночных рейсов на светлое время суток нереалистичен. Учёные думают, как можно решить эту проблему другими способами. Кое-что они уже предложили, например, некоторые изменения в маршрутах самолётов.
Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН