В Всероссийском НИИ Физико-технических и Радиотехнических Измерений разработали систему для обнаружения летательного аппарата над контролируемой морской акваторией с подлодки, находящейся в погруженном состоянии, тем самым решив основную задачу полной скрытности и условие, которым должны обладать подлодки будущего.
Подлодки пятого поколения должны обнаруживать воздушного противника не поднимаясь с глубины, тогда они смогут вести бой с надводными судами практически на равных. В современных условиях обнаружить летательные аппараты (в частности, вертолет разведчик) над морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии невозможно.
Она должна всплыть, после чего произвести обследование воздушного пространства над морской акваторией электромагнитными волнами с помощью радиолокатора и получив отраженные от летательного аппарата вторичные электромагнитные волны, определить о наличии летательного аппарата над морской акваторией в зоне пребывания плавсредства.
Основным недостатком данного метода является тот факт, что вертолет разведчик или самолет засечет подлодку гораздо быстрее, чем она его, после чего разведчик отдаст координаты подлодки боевым кораблям поддержки или береговой артиллерии и по ее месту дислокации будет нанесен удар с очень вероятным ее поражением.
Поэтому получение возможности обнаружения летательного аппарата над контролируемой морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии - это основная задача и условие, которым должны обладать подлодки будущего.
Решить эту задачу смогли в Всероссийском НИИ Физико-технических и Радиотехнических Измерений. Их метод обнаружения из подводного положения основан на том, что радиолокатор устанавливают на буе положительной плавучести, выталкиваемым на поверхность обследуемой морской акватории из находящегося в погруженном состоянии подлодки, причем прием информации о наличии летательного аппарата над морской акваторией осуществляют на плавсредстве по гидроакустическому каналу.
Для расширения зоны обследования устанавливают один или несколько дополнительных аналогичных радиолокаторов на аналогичных буях положительной плавучести и выталкивают последние из плавсредства через заданные интервалы времени.
Были разработаны различные варианты решения этой задачи по способу выталкивания буя и его закреплении.
Все буи положительной плавучести могут быть дополнительно снабжены гидроакустическими рабочими средствами измерений уровня шумности подводного плавсредства, а также дополнительно снабжены микрофонами, характеристики направленности которых ориентированы от поверхности морской акватории.
В результате подлодка получает новые преимущества, позволяющие ей после обследования воздушного пространства над морской акваторией из подводного положения, необнаруженной, принять решение о последующем маневре.
Конструкторы предусмотрели также возможности "заметания следов", которые позволяют после проведенных измерений все буи подвергнуть самоликвидации, сообщает SciTecLibrary.ru