Развитие интернета в России – одно из приоритетных направления в работе отрасли информационных технологий и связи, заявляет Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. Сейчас лишь каждый тринадцатый житель страны имеет возможность выйти в Сеть, не выходя из дома. Поэтому для приобщения к интернету более широких масс населения страны уже в этом году начнется внедрение «универсальной услуги», благодаря которой в регионах, обделенных связью, будут устанавливаться таксофоны и компьютеры, подключенные к интернету для коллективного пользования современными телекоммуникационными услугами. Российская отрасль связи по праву входит в число наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, демонстрируя ежегодный прирост рынка на 30-40%. В то же время телефон пока есть далеко не у каждого. Согласно статистике Мининформсвязи, в конце прошлого года в стране насчитывалось 39 млн. абонентов так называемых фиксированных телефонных сетей, что составляет лишь 28,8% населения страны и в 1,8 раз меньше армии мобильных абонентов. Что касается интернета, то лишь 7,5% россиян в начале 2004 года пользовались домашним интернетом. Однако к началу 2005 года этот показатель достиг уже 13%. Но это в среднем по России, что означает высокий уровень телефонизации в столицах и промышленных центрах, и очень низкую телефонизацию, а порой и полное ее отсутствие в отдаленных уголках нашей необъятной Родины. Особенно картину портит многомиллионная очередь на установку телефона да 46 тысяч абсолютно не телефонизированных населенных пунктов, расположенных на селе, в горах, тайге или где-нибудь в тундре. Чиновники не раз брались за решение проблемы телефонизации населения, разрабатывая специальные федеральные программы. Телефонизация сельского населения осуществляется государственной программой «Социальное развитие села до 2010 года». Кроме того, по инициативе Министерства информационных технологий и связи РФ идет внедрение эффективных механизмов по обеспечению массового доступа граждан сельских и отдаленных регионов к телефонным сетям и интернету в рамках реализации положений закона «О связи» и государственной программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Основной инструмент, с помощью которого чиновники намереваются наконец-то покончить с «цифровым» неравенством населения крупных промышленно-развитых регионов и глубинки, - это универсальная услуга. По закону о связи, универсальная услуга включает установку в каждом населенном пункте как минимум одного таксофона и организацию как минимум одного пункта коллективного доступа в интернет в населенных пунктах с населением более 500 человек. По решению правительства пакет универсальной услуги в будущем может расшириться. Например, в скандинавских странах в универсальную услугу входит не коллективный, а индивидуальный для каждого дома или семьи доступ в интернет. Россия же на данном этапе поставила себе задачу минимум – обеспечить коллективный доступ к сети 46 тыс. населенных пунктов, лишенных связи. Реализация проектов по внедрению на российских просторах универсальной услуги будет осуществляться за счет специального фонда, создаваемого из отчислений всех операторов фиксированной связи. Ежегодный бюджет такого фонда в Мининформсвязи оценивают в 7 млрд. рублей. Для того чтобы механизм универсального обслуживания заработал уже в первом квартале 2005 года, разработан и представлен в правительство России пакет из 5-ти документов, регламентирующих порядок финансирования и оказания таких услуг. Ожидается, что в самое ближайшее время правительство утвердит их, и связь наконец-то придет и туда, где ее не дождались бы еще лет 10-15. Чиновники рассчитывают, что благодаря универсальной услуге на телефонизацию оставшихся населенных пунктов, не охваченными связью, может уйти 3-4 года.