Валентин Хагдаев живет в поселке Еланцы Иркутского района и работает... шаманом. Поймать его в собственном доме — задача не из простых. Обозревателю «М-Э», например, это удалось сделать лишь с двенадцатой попытки, к исходу второй недели со дня начала поисков. Пришлось погоняться за шаманом по всему Усть-Ордынскому национальному округу, что в Иркутской области. И неудивительно, ведь г-н Хагдаев — единственный местный специалист подобного рода. Он проводит многочисленные обряды по два-три в день, и все в разных концах округа. С помощью бурятских песен и национальных музыкальных инструментов — бубна, трещоток и атрибутов шаманизма (орел, круг, печать, огонь) вызывает богов тэнгери. С их помощью человек выздоравливает, принимает мудрое решение, обретает потерянную вещь, и так далее, и так далее… Случается, шаман Хагдаев гадает на бараньей лопатке, на водке, на картах. Ведь в шаманизме вполне даже приветствуются попытки человека проникнуть в тайну собственного грядущего. Всех гостей еланцевский шаман встречает с колокольчиком, а его супруга Виктория угощает блюдами национальной кухни. Обозреватель «М-Э» побеседовал с Валентином Хагдаевым. — Шаманизм — это своего рода религия, ведь так? — Что хотите делайте, но нет у нас в стране такой официальной религии, как шаманизм. Хотя, с другой стороны, ведь это вера большинства малых народностей бывшего Союза и нынешней России... Ненцы, эвенки, чукчи... А москвичи думают, будто мы — эдакие разрисованные аборигены, бьющие в тамтамы в ожидании дождя и просящие богов о пощаде на коленях, когда горит дом, вместо того чтобы взять ведро и начать тушить пожар. — У любого бога есть имя, есть помощники (в православии — святые), есть обязанности, наконец: наказывать грешников, поощрять праведников... — Если для вас сочетание звуков важнее сути, то нашего Верховного Бога зовут хухэ-мунхэ Вечно Синее Небо, Эйр-хаер-хан, всемилостивый Творец, дарующий нам жизнь и смерть, бедность и богатство, все сущее под Тобой... Понятие греха в шаманизме тоже есть. По-бурятски «сэтрэ», то есть табу, запрет. Нельзя не почитать старших, не уважать людей иного вероисповедания, да и вообще не уважать людей — это приравнивается к убийству и воровству. Но наш Всевышний никого не карает. Это проблемы нашей совести, и Небо здесь абсолютно ни при чем... О многоженстве Грехи в шаманизме весьма специфические. Нет ничего дурного, например, в многоженстве. Главное, чтобы не было вдов и сирот. Раньше, если у женщины умирал муж, старцы рода определяли ее к другому мужчине, который становился опорой и поддержкой. Если у ребенка умирали родители, он в одночасье обретал новую семью по решению старших рода или родового шамана. Сейчас эта традиция утеряна, и брошенные дети есть и у шаманистов. И огромное количество одиноких женщин. — Но если нет наказания, нет рая и ада, то что, с точки зрения сторонников шаманизма, мы получаем по ту сторону жизни? — Согласно тибетской книге мертвых человек после смерти получает то, во что верит при жизни. Христианин, умирая, встречает ангелов или демонов (кого — решает сам), святых угодников и апостолов, Христа и Бога-отца. Мусульманин — пророка Магомета, буддист — богиню Тару, Будду и уходит в нирвану. А мы, шаманисты, увидим мать, отца, родных и друзей, ушедших ранее. — В кого же мы переродимся после смерти? Не получится, как в песне Высоцкого: «Если жил ты, как свинья, останешься свиньею»? — Человек может остаться Человеком, а может опуститься, превратившись в животное, без разума и чувств, на одних инстинктах. Или стать безвольным растением. У всех имеется выбор. Исцеление В этот момент в дверь кухни, где мы беседовали с Валентином Владимировичем, робко постучали. С утренней прогулки вернулась американская студентка Александра, поселившаяся в доме еланцевского шамана. Она пишет диссертацию на тему «возрождение религии естества», как называют шаманизм в Штатах, и ей понадобилась помощь Валентина. Извинившись, шаман вышел из комнаты. В отсутствие мужа его супруга Виктория по секрету рассказала мне, как он исцеляет людей. Иной раз в случаях, которые признавались безнадежными. Например, восьмилетнему мальчику из соседнего райцентра врачи и педагоги упорно ставили диагноз олигофрения. Ребенок учился с огромным трудом. Валентину Хагдаеву пришлось повозиться с ребенком, около двух десятков обрядов провести. И помогло! Впрочем, это не всегда получается, — подвела итог Виктория Хагдаева. — Видимо, у маленького пациента были очень мощные духи предков. Сам Валентин, надо сказать, подобных тем избегает. Рассказы о собственных успехах — тоже из разряда сэтрэ, или табу. — В своих обрядах вы взываете к предкам, и это основа священнодействий. Большинство религий, напротив, полагает, что души умерших лучше не тревожить, пусть спят спокойно... — Мы не тревожим их, обращаясь за помощью, а просто признаем их силу. Хотя чаще всего их и звать не нужно. Великие представители рода (а они есть в каждом клане) постоянно присутствуют рядом, дают советы. Только не все их слышат. Тут-то и требуется шаман. Очень важно знать своих близких и далеких предков хотя бы до пятого колена. В наших деревнях это обычное дело. А вот у жителей мегаполисов, увы, с этим большие проблемы. Там воссоединить родовые связи даже десятку шаманов не по силам. — Скажите, а шаман обладает сверхъестественными силами с рождения или данную науку можно постигнуть самостоятельно? — В принципе, способности передаются по наследству, но не в каждом поколении, а раз в триста-четыреста лет. Раньше свой шаман имелся у каждого рода , сейчас эта традиция утеряна. Поэтому я, можно сказать, последний из могикан. Мои дед, бабка и родители, хотя были активными коммунистами, молились шаманским богам и призывали предков... Хотя бы раз в год все члены клана (а это больше ста человек) собирались за одним столом на большой семейный совет. На одной из таких встреч прозвучало предсказание старцев рода, что через три десятилетия «чаша расколется шестью фалангами». На нашем языке это означает, что появится новый шаман. Основной признак шамана, по нашему учению, это дополнительная кость (знак шамана) или лишнее ребро — показатель силы. Так мне рассказывала моя мама, Елена Сумановна. Спустя тридцать лет, почти день в день, я и родился. Как сами можете видеть, у меня шесть пальцев на правой руке. Шесть фаланг. О пьянстве Отношение к пьянству у сторонников шаманизма тоже весьма своеобразное. Зеленый змий не только не осуждается, но массово приветствуется. Взять хотя бы бурханы — небольшие столбики с повязанными на них ленточками. Они посвящены предкам, своего рода символы. Так вот, каждый человек, проходя мимо бурхана, обязан оставить какую-то свою вещь — платок, мелкую монету или конфетку — и потом немедленно выпить стопочку-другую водки или самогона — во имя богов. Так как стоят эти самые бурханы по всему округу, то народ этим охотно пользуется и местное население на радостях спилось. Шаман Хагдаев активно выступает против этой традиции. Даже сходки пытается проводить, разъясняя землякам, что этот обряд придумали в XX веке скорее всего ради оправдания повального пьянства. Дело в том, что согласно правилам шаманизма пить категорически запрещается людям до сорока лет. При нарушении запрета полагалось наказание 15 ударов розгами от старейшин рода. — Валентин, вы кандидат культурологических наук, работаете над докторской диссертацией. Как шаманизм уживается с наукой? — Во-первых, до окончания моей диссертации еще довольно далеко, а заранее говорить о планах не люблю. Вот закончу, тогда милости прошу. Ну а наука и шаманизм прекрасно уживаются. Моя вера — это набор знаний. Вот я, например, когда лечу людей, использую лекарственные растения — богородицкую траву, пихту, чабрец... Помещения окуриваю можжевельником, дым которого, как известно, положительно действует на нервную систему. Крайне эффективным бывает точечный массаж, я применяю его. А иной раз рекомендую пациентам аптечные лекарства, поддерживающие иммунитет. И когда понимаю, что самому мне тот или иной вопрос не решить, рекомендую обратиться к хорошему врачу. Шаманы тоже ведь не все умеют. А вот какой именно из многочисленных врачей реально поможет, можно, конечно, узнать и с помощью гадания на бараньей лопатке.
Виктория Катаева Мегаполис