В районе Баренцева моря завершена операция по радиационно-экологическому мониторингу атомной подводной лодки К-159, затонувшей в ходе буксировки на утилизацию в 2003 году. По предварительным данным, радиационная обстановка в районе гибели атомной подводной лодки нормальная, радиационный фон не превышает естественных значений.
Согласно сообщению пресс-службы Северного флота, АПЛ находится в безопасном для окружающей среды состоянии. В соответствии с графиком работ, окончательная обработка результатов мониторинга и выработка предложений по дальнейшему обращению с АПЛ К-159 состоится в октябре 2007 года, отметили в пресс-службе.
Операция проводилась силами специалистов России, Великобритании США и Норвегии. Мониторинг осуществлялся в рамках проекта организации Арктического военного сотрудничества по вопросам окружающей среды (AMEC). Основной целью проведения радиационного обследования АПЛ К-159 является получение достоверных данных о радиационной обстановке, радиоактивности воды в реакторном отсеке и непосредственно над легким корпусом АПЛ.
Ранее в командующий Северным флотом адмирал Владимир Высоцкий сказал: "Если говорить о необходимости операции, скажем так: лучше ее поднять. Это правильно по всем показателям: и людей надо извлечь из лодки, и убрать реактор со дна моря, и ликвидировать ту потенциальную опасность, которую представляет корабль, затонувший, по сути дела, у берега, в территориальных водах России", - считает командующий. "Поэтому, - подчеркнул он, - конечно, если будет хоть малейшая возможность подъема, будем поднимать". По расчетам специалистов, операция по подъему подлодки оценивается в 5 млрд рублей.
К-159 была выведена из боевого состава Северного флота в 1989 году. В ночь с 29 на 30 августа 2003 года в Баренцевом море во время буксировки для утилизации на судоремонтный завод "Hерпа" в Снежногорск в штормовых условиях понтоны, с помощью которых проводилась буксировка, оторвались, и подлодка затонула в 3 милях северо-западнее острова Кильдин. Реакторы АПЛ перед буксировкой были приведены в ядерно-безопасное состояние. На борту субмарины находились 10 членов экипажа. Спасательной группе удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших - капитана 3 ранга Юрия Жадана и старшины 1 статьи Евгения Смирнова.