Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) разработали инновационное устройство для подготовки жидкого топлива к сжиганию в газотурбинных установках, предназначенных для нефтяных месторождений.
Новый способ, основанный на эффекте взрывного парообразования, ускоряет формирование топливовоздушной смеси в 4-10 раз по сравнению с традиционными методами. Это позволит значительно уменьшить габариты установок, упрощая их транспортировку.
В разработке участвовали сотрудники лаборатории тепломассопереноса и центра "Опытное производство" ТПУ под руководством доцента Дмитрия Антонова. Основное преимущество метода заключается в мелкодисперсном распылении топлива внутри нагревательной камеры, что повышает энергоэффективность, полноту сгорания и теплообмен.
Устройство также решает экологические задачи: выбросы вредных оксидов серы и азота снижаются до 20%. Технология имеет потенциал для широкого применения в гражданских наземных газотурбинных установках, особенно с учетом стремления к использованию новых видов топлива.
Газотурби́нный дви́гатель (ГТД) — это воздушный двигатель, в котором воздух сжимается нагнетателем перед сжиганием в нём топлива, а нагнетатель приводится в движение газовой турбиной, использующей энергию нагретых таким образом газов.
То́пливо в широком смысле слова — это вещество, способное выделять энергию в ходе определённых процессов, которую можно использовать для технических целей.