Грибок-зомби: как паразит управляет муравьями и заставляет их подниматься на вершину

1:59

Исследования в области микробиологии продолжают удивлять нас примерами того, как паразитические организмы могут полностью изменять поведение своих хозяев. Мэтт Кассон, микробиолог, провёл обширное исследование грибков, воздействующих на насекомых, и открыл поразительные факты о грибке Ophiocordyceps unilateralis, который управляет поведением муравьёв.

Когда споры этого грибка попадают на муравья, они проникают в его тело и постепенно захватывают управление. Заражённые муравьи начинают вести себя странно — они теряют связь со своей колонией, бесцельно блуждают и в конечном итоге взбираются на растения, чтобы намертво прикрепиться к ним.

На этой стадии грибок уничтожает внутренние органы насекомого и прорастает через голову, создавая новые споры, готовые заразить следующих жертв.

Не менее впечатляющим является грибок Massospora cicadina, который паразитирует на периодических цикадах, позволяя им продолжать полёт даже при потере значительных частей тела.

Это редкий пример активного носительства паразита. Помимо цикад, грибок поражает и другие виды насекомых, вызывая у них переохлаждение и гибель.

Интересно, что эти грибки адаптировались к специфическим видам насекомых на протяжении миллионов лет. Учёные обнаружили множество разновидностей Ophiocordyceps, каждая из которых нацелена на определённые виды хозяев, как, например, Ophiocordyceps salganeicola, который поражает только тараканов на японском архипелаге Рюкю.

Несмотря на множество грибков, способных вызывать заболевания у людей, они не могут контролировать поведение человека.

Однако рост грибковых заболеваний по всему миру остаётся тревожной тенденцией, и соблюдение базовых правил гигиены остаётся важным для защиты от этих инфекций.