Яд в медицине: новое открытие в борьбе с инсулиномой

1:51

Гадюковые змеи — 45-сантиметровые рептилии с бугристой розово-чёрной чешуёй не только вырабатывают яд, но и содержат в своей слюне вещество, которое может сыграть ключевую роль в диагностике сложных опухолей поджелудочной железы.

Речь идёт об инсулиномах — небольших доброкачественных новообразованиях в поджелудочной железе, которые могут вызывать резкое снижение уровня сахара в крови.

Это опасно для людей с диабетом и приводит к ухудшению состояния вплоть до обмороков.

Проблема в том, что такие опухоли зачастую очень маленькие, что затрудняет их обнаружение с помощью стандартных методов сканирования.

Однако новое ПЭТ-сканирование, основанное на химических свойствах слюны ядозуба, способно выявлять инсулиномы с гораздо большей точностью.

Химическое вещество, обнаруженное в слюне этой ящерицы, эффективно связывается с рецептором GLP1, который присутствует в инсулиномах.

Но поскольку это вещество нестабильно в человеческом организме, учёные создали его синтетическую версию — экзендин, которую соединили с радиоактивным индикатором для ПЭТ-сканирования.

В исследовании приняли участие 69 пациентов с подозрением на инсулиному.

Новый метод сканирования выявил опухоли в 95% случаев, тогда как стандартное ПЭТ-сканирование — только в 65%.

В некоторых случаях инсулиномы были обнаружены исключительно благодаря новому методу. После успешной диагностики врачи смогли удалить все опухоли.

Команда учёных надеется, что дальнейшие исследования помогут внедрить модифицированное ПЭТ-сканирование на основе экзендина в медицинскую практику и значительно улучшить диагностику инсулиномы.

Инсулино́ма (от лат. insulin — пептидный гормон, вырабатываемый бета-клетками островков Лангерганса и лат. oma — опухоль из параэндокринных клеток, локализацию которых установить крайне сложно.

Позитро́нно-эмиссио́нная томогра́фия (позитронная эмиссионная томография, сокращ. ПЭТ, она же двухфотонная эмиссионная томография) — радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека.

Автор Алексей Тимошкин