Микробы на обед: еда из астероидов — реальность космических миссий

3:15

Исследователи из Института исследований Земли и космоса при университете Западного Онтарио разработали способ производства съедобной биомассы, иначе говоря, пищи, с использованием микробов и органических соединений, содержащихся в астероидах.

Предложенный метод решает проблему обеспечения будущих миссий в дальние уголки Солнечной системы — и даже за её пределы — достаточным количеством продовольствия.

"Чтобы углублённо исследовать Солнечную систему, нужно будет меньше зависеть от снабжения с Земли", — говорится в исследовании, которым руководит Эрик Пиллес (Eric Pilles).

На данный момент экипаж Международной космической станции (МКС) полагается на регулярные поставки с Земли, что дорого и логистически сложно. Выращивание пищи в космосе, хотя и возможно, также сопряжено с трудностями. Именно поэтому учёные предлагают более доступный источник питания — небесные тела.

Для этой цели предусматривается использование высокой температуры для разложения органических соединений в астероидах в среде без кислорода — этот процесс называется пиролизом. Образующиеся углеводороды можно использовать для питания микробов, которые, поглощая органические вещества, будут производить биомассу, пригодную для употребления человеком.

Исследование сосредоточилось на определённом типе астероидов — углеродистых хондритах, которые содержат до 10,5% воды и значительное количество органических веществ. Примером такого астероида является Бенну, с которого миссия NASA OSIRIS-REx в 2018 году взяла образцы. В сентябре 2023 года эти образцы были доставлены на Землю для научного анализа.

Однако прежде чем работать с реальными образцами астероидов, исследование рассчитало возможный объём производимой пищи, а также сколько астероидного материала потребуется для её получения. В целом, учёные предполагают, что из астероидов типа Бенну можно будет производить от 50 до 6550 метрических тонн съедобной биомассы, чего хватит, чтобы обеспечить от 600 до 17 тысяч лет жизни астронавтов. Минимальный расчёт основан на преобразовании только алифатических углеводородов в пищу, а максимальный — на использовании всей нерастворимой органики.

Таким образом, добыча астероидов может в теории произвести революцию в длительных космических миссиях, позволив астронавтам использовать космические ресурсы вместо доставки больших запасов пищи с Земли. Дальнейшие исследования должны будут выяснить, как можно добывать и перерабатывать астероиды, и пригодна ли полученная пища к употреблению.

"Подход к использованию углерода в астероидах для создания распределённого источника пищи для людей, исследующих Солнечную систему, выглядит многообещающе, но предстоит ещё много работы", — отмечается в исследовании, опубликованном в International Journal of Astrobiology.

Пиро́лиз (от др.-греч. πῦρ «огонь, жар» + λύσις «разложение, распад») — термическое разложение органических и многих неорганических соединений.

(101955) Бе́нну (лат. Bennu; первоначально — 1999 RQ36) — небольшой околоземный астероид из группы аполлонов.

Биома́сса (или вес биоматéрии) — совокупная масса растительных, животных и прочих организмов, присутствующих в экосистеме (биогеоценозе) определённого размера или уровня.