Всего несколько лет назад экосистема Черного моря была на грани кризиса, но виновником ее колоссальных изменений оказался отнюдь не человек. Помимо изменений толщины сероводородного слоя, в Черном море появились два новых для этого региона биологических вида.
Опасные пертурбации связаны с изменением толщины сероводородного слоя, который составляет значительную часть толщи Черного моря – 1800 м, сообщает доктор биологических наук Михаил Флинт из Института океанологии РАН. Из-за этой сероводородной зоны вся жизнь уникального морского водоема сосредоточена лишь в тонком верхнем слое (130 м), а само море чрезвычайно чувствительно к воздействию климата и различных биологических вторжений.
Не менее важно и то, что в Черном море появились два новых для этого региона биологических вида – гребневики мнемиопсис (mnemiopsis) и берое (beroe ovata). Первый заселился в 1980-х, что привело к катастрофическому снижению биомассы зоопланктона, которым питается гребневик. И при этом резко снизилась прозрачность воды, поскольку уничтоженный зоопланктон более не поедал мелкие водоросли, кроме того, этот гребневик в процессе жизнедеятельности выделяет колоссальное количество слизи.
Но одновременно лишились пищи и планктоядные рыбы, которых стало меньше. В итоге пострадали и хищные рыбы, и дельфины. Уменьшились уловы рыбаков - их убытки в 1989-1990 гг. оценивались в 180 - 350 миллионов долларов в год.
Гребневик берое, вселившийся в Черное море в 99 году благодаря повышению средней температуры воды зимой на 2 градуса, питается исключительно мнемиопсисом. Так что с его вселением объем кормового зоопланктона стал вновь возрастать, и промысел полностью восстановился, а в последние годы он даже превысил средние нормы, которые были до вселения мнемиопсиса, сообщает журнал «Наука и Жизнь».