Решена ключевая проблема расшифровки древних ДНК — очистка их от современных примесей

В МФТИ сконструировали перчаточные боксы для анализа древних ДНК
2:55

Главная проблема изучения древних ДНК — их очистка от современного генетического материала. Решение найдено — совместными усилиями учёных из Московского физико-технического института, Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Российского государственного гуманитарного университета и Историко-культурного заповедника "Иднакар" им. М. Г. Ивановой. О своей разработке они рассказали в журнале Russian Journal of Genetics.

Сейчас применяются немыслимо дорогие и сложные "чистые" лаборатории с избыточным давлением воздуха и вентиляцией, герметически изолированные от других помещений. Их нужно несколько для разных этапов работы, перед каждым проводится обеззараживание жёстким ультрафиолетом.

Учёные сконструировали для таких исследований так называемые перчаточные боксы — компактные герметично закрытые контейнеры, в которых вместо воздуха — чистый азот, и УФ-источники тоже, конечно, есть.

"Оснащение лабораторных помещений в виде "чистых зон" требует существенных капиталовложений, а также дальнейших постоянных затрат на их поддержание. Вместе с тем когда археологический образец маленький, то с ним удобно работать в комплексе совмещённых друг с другом перчаточных боксов", — объясняет руководитель лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ Харис Мустафин.

"Каждый бокс предназначен для определённого этапа работы с древними образцами. Первый — для их механической очистки, второй — для ультразвуковой "обдирки", третий — для измельчения образцов до состояния костной муки, четвертый — для выделения ДНК, пятый — для "мокрых работ". Внутри каждого бокса размещены необходимое оборудование и УФ-лампы. Работы в одном боксе проводятся только с одним археологическим образцом, после чего бокс и его содержимое тщательно обрабатывают, промывают, облучают ультрафиолетом и вновь заполняют чистым азотом", — описывает он.

Оборудование проверили в деле — изучили на нём останки представителя поломской археологической культуры, которая относится к раннему Средневековью (период с V по IX век) и локализуется на территории современной Удмуртии.

В ходе исследования выделены Y-хромосомная и митохондриальная гаплогруппы поломского человека, установлены его возраст, пол, внешность, диагностированы болезни, которыми он страдал. В свою очередь, радиоуглеродный анализ помог определить годы его жизни.

Ранее известный биолог Александр Графодатский рассказал об изучении ДНК из остекленевших хромосом мамонта, которые законсервировала для нас сама природа.