Живучий атавизм, или Переходная субстанция между материей и духом

Человек способен качественно определять более 17 тысяч запахов и лишь 73 болевых ощущения. Обоняние с развитием технологии, некогда признаваемое атавизмом, становится незаменимым средством познания мира. Человечество открывает для себя мир запахов на новом витке. Большинство ученых до недавнего времени скептически относились к влиянию фактора запаха на формирование образа человека в глазах других. Система запахов не обладает такой силой, как мимика, жесты, позы, тембр голоса или тактильные ощущения. Вступая в социокультурные отношения, люди стараются регулировать интенсивность запахов.

Антропологи однозначно утверждают, что вся эволюция человека шла по линии редукции мозговых центров обоняния в сторону совершенствования звукового и зрительного восприятия.

Ни в одном из языков мира нет классификации запахов, подобной цветовым классификациям. Этнолингвистика регулярно описывает цветовые классификации, включающие множество терминов, но бессмысленно искать подобные исследования в области запахов. Понятие запаха включает лишь общие термины для таких субкатегорий, как "зловоние" и "благоухание".

Можно говорить о "больших" и "малых" запахах. Обонятельная система обслуживает ближнюю зону взаимодействия. "Большие" запахи моря или пожара, леса или снега могут быть ощущаемы на значительном расстоянии. "Большие" запахи считаются одинаковыми для всех.

Индивидуальные особенности появляются лишь в том, чувствует кто-то данный запах или нет, отдает себе в этом отчет или нет. На таких расстояниях в основном ощущаются запахи коллективно переживаемые, значимые для больших масс. Это могут быть антропогенные запахи. Запах города, сенокоса, газона, помоек и т.п.

По сравнению со зрением и слухом социологическое значение низших чувств второстепенно, хотя значение обоняния не настолько мало, как можно было бы предположить ввиду свойственной этому чувству тупости и неспособности к развитию.

Нет сомнения в том, что каждый человек наполняет окружающий его слой воздуха характерным запахом, причем существенным для возникающего таким образом обонятельного впечатления является то, что аспект чувственного восприятия, касающийся субъекта, т.е. его удовольствие или неудовольствие, в нем значительно преобладают над восприятием, направленным на объект, т.е. познанием.

Обонятельные впечатления гораздо четче означены в элементарном двоичном коде, чем сложные зрительные или слуховые. Обострение обоняния возможно при интимном общении мужчины и женщины, при общении младенца с матерью. Известны случаи, когда женщины, которым в роддоме приносили чужого младенца, по запаху определяла подмену. Сочетание большой определенности наряду с плохой пригодностью для вербализации и осмысления делает запах парадоксальной действительностью, осязаемой, но неуловимой.

Во многих языках слово "слышать" означает и восприятие звуков, и восприятие запахов. Но с другой стороны — нет ни одного музыкального произведения на тему запахов. Зрительные образы музыка пытается живописать. Перед запахами же композиторы пасуют. Музыка — победа над случайным, запах — торжество случайности.

Существует массовая культура, которую в последнее время столь сильно занимает новооткрытая область ароматерапии, а также применение и значение духов и их реклама, в связи, с чем остро ставится вопрос о словесной кодировке обонятельных феноменов.

Жизнь приводит яркие доказательства того, что приуменьшать значения запахов в поведении человека не стоит. Сегодня, например, поставить запахи на службу торговле хотят все уважающие себе фирмы. Испробовали уже все: музыку, освещение, цвет, планировку. Несмотря на то что, на обоняние приходится порядка двух процентов получаемой информации, оно наиболее тесно связано с памятью и эмоциями, поскольку воздействует на подсознание.

Весьма любопытный эксперимент провел невролог и психиатр, руководитель Чикагского бюро исследований запаха и вкуса д-р Алан Хирш.

Опыт с покупателями кроссовок проводили в фирменном магазине Nike. Хирш попросил 31 покупателя внимательно рассмотреть образцы продукции, находящихся в двух комнатах. Помещения были совершенно одинаковыми, кроссовки из одной партии, но в одной из комнат распылялся цветочный аромат. После эксперимента 28 покупателей заявили, что хотели бы купить кроссовки в "душистой комнате". Специалисты шутят, что благодаря правильному использованию запахов продать можно все что угодно.

Может быть, когда-нибудь будут выпускать ароматические книги. А нынче, что бы ни передавалось словом, обречено на то, что слово будет всегда главным героем.

У Шеллинга и Гегеля была идея о том, что у каждой вещи есть свой дух, что дух способен выражаться в материи. Запах — переходная субстанция между материей и духом. Запах — душа предметов, но душа сугубо телесная. Запах не способен передать качеств интеллекта или этического сознания, но может сказать о физиологических проявлениях человека (чем-то болен, любит сельдерей и т.д.) Правда, тела весомее правды разума!

Обсудить