Лазеры и торий: как новый метод изменит измерение времени навсегда

Состоялся эксперимент по возбуждению атомного ядра с помощью лазерного излучения

2:47

Группа ученых из Калифорнийского университета успешно провела эксперимент, в котором они возбудили атомное ядро с помощью лазерного излучения. Это открытие может существенно повысить точность измерения времени и гравитации.

Физики долгое время стремились создать усовершенствованный измерительный прибор, который мог бы заменить традиционные атомные часы. Ядерные часы, основанные на возбуждении атомных ядер, а не электронов, представляют собой такой прибор. Они позволят проводить более точные измерения фундаментальных констант природы и проверять их неизменность во времени.

После 15 лет упорных исследований команда из Калифорнийского университета добилась прорыва. Ученые разработали метод возбуждения ядра атома тория-229 с помощью умеренного количества лазерного излучения. Ключом к успеху стало размещение атома тория в кристаллической решетке, богатой фтором.

Инновационный подход заключается в том, что фтор создает сильную связь с электронами атома тория, требуя большого количества энергии для их возбуждения. Это позволяет лазерному излучению низкой энергии проникать непосредственно к ядру атома, вызывая его возбуждение.

Варьируя энергию фотонов и измеряя скорость возбуждения, исследователи смогли с беспрецедентной точностью определить энергию возбужденного состояния ядра.

Значимость этого открытия трудно переоценить. Традиционные атомные часы, основанные на возбуждении электронов, подвержены влиянию множества внешних факторов, что ограничивает их точность.

Нейтроны и протоны в ядре атома гораздо менее чувствительны к внешним воздействиям, что потенциально позволяет создать более точные приборы для измерения времени и гравитации.

Кроме того, современные атомные часы представляют собой громоздкие устройства размером с комнату, требующие сложных вакуумных камер и систем охлаждения. Ядерные часы на основе тория обещают быть значительно компактнее, надежнее и портативнее, что открывает новые возможности для их практического применения.

Это достижение может иметь значительные последствия для различных областей науки и техники. Более точные измерения времени и гравитации могут привести к прорывам в фундаментальной физике, космологии, геодезии и многих других областях.

Компактные и высокоточные ядерные часы также могут найти применение в навигационных системах, телекоммуникациях и других технологиях, требующих исключительной точности измерения времени.