Новая эра извержений: ученые предупреждают об опасности на полуострове Рейкьянес

Terra Nova: извержения вулканов в Исландии могут продолжаться десятилетиями

3:53

После почти 800 лет относительного спокойствия, вулканы на исландском полуострове Рейкьянес вновь активизировались с новой силой. Новое исследование, опубликованное в журнале Terra Nova, указывает на это.

С 2021 года произошло восемь извержений, и исследователи обнаружили, что этот всплеск активности вызван неглубоким магматическим резервуаром шириной всего 10 километров и глубиной 9-12 километров под поверхностью.

Информирование властей о существовании этого магматического источника крайне важно для обеспечения безопасности жителей региона. Исследователи предупреждают, что этот резервуар магмы может питать вулканические извержения аналогичного масштаба в течение многих лет, а возможно, и десятилетий.

"Сравнение текущих извержений с историческими событиями свидетельствует о том, что Исландии необходимо подготовиться к продолжению этого вулканического эпизода, который может длиться годы или даже десятилетия", — отметил ведущий исследователь, геолог Валентин Тролль из Уппсальского университета в Швеции.

Тролль и его коллеги использовали данные сейсмических волн от извержений вулканов и "роев" землетрясений для картирования недр полуострова Рейкьянес, где проживает большая часть населения Исландии.

Они выяснили, что извержения вулканической системы Фаградальсфьялль в 2021 году были вызваны карманом магмы, которая затем переместилась по геологическим линиям в Сундхнукур, где вулканы извергают лаву с конца 2023 года.

Поскольку обе зоны извержения извергают лаву с схожими геохимическими характеристиками, исследователи предполагают, что две вулканические системы соединены "единой магматической водопроводной системой".

Исторические данные указывают, что этот общий магматический резервуар, вероятно, сформировался между 2002 и 2020 годами, был пополнен в 2023 году и продолжает поставлять магму через поверхностные трещины и жерла. Плавление породы глубже в мантии пополняет этот резервуар, обеспечивая магматическую активность на десятилетия вперед.

"Необходимо улучшить понимание системы подачи магмы, питающей текущие извержения", — пишут Тролль и его коллеги в своей статье. "В обозримом будущем следует ожидать увеличения частоты извержений".

Теперь, когда местоположение магматического резервуара определено, его можно картировать и отслеживать, чтобы лучше подготовить население к возможным событиям.

Повторные эвакуации могут быть необходимым, хотя и неудобным, средством обеспечения безопасности людей. Частые извержения также могут повредить ключевую инфраструктуру, такую как геотермальные электростанции, обеспечивающие Исландию электроэнергией и теплом, а также установки по улавливанию углерода.

Расположенная на Срединно-Атлантическом хребте, на границе тектонических плит, Исландия давно знакома с вулканической активностью.

Однако последние три года извержений были особенно разрушительными и могут ознаменовать начало длительного периода постоянных извержений. Исследователи призывают к постоянному мониторингу этой области, поскольку природа редко бывает предсказуемой.

"Мы не знаем, как долго и насколько часто это будет продолжаться в ближайшие десятилетия или даже столетие", — говорит автор исследования Илья Биндеман, вулканолог из Университета Орегона. "Закономерность возникнет, но в природе всегда есть исключения и нарушения".