Антарктида без льда: ученые раскрыли тайну древней речной системы возрастом 44 миллиона лет

34-44 миллиона лет назад Западная Антарктида была покрыта дельтой реки
1:50

Международная группа европейских ученых сделала сенсационное открытие: от 34 до 44 миллионов лет назад значительная часть современной Западной Антарктиды была покрыта дельтой реки или эстуарием. Эти результаты были опубликованы в журнале Science Advances.

Это открытие стало возможным благодаря анализу геохронологических и седиментологических данных, извлеченных из бурового керна, полученного с шельфа моря Амундсена. Эти данные раскрывают тектонические и топографические условия, существовавшие в эоцене, предшествующем образованию обширного ледникового покрова.

Период эоцена, охватывающий примерно 44-34 миллиона лет назад, был временем значительных изменений. Ученые отмечают переход от относительного тектонического покоя к реактивации рифтовой системы Западной Антарктиды. В этот период также начался вулканизм, поднялись Трансантарктические горы и возобновилась седиментация в условиях умеренного климата.

Отложения, обнаруженные в прибрежно-эстуарной болотистой среде, свидетельствуют о существовании обширной трансконтинентальной речной системы. Эта река, протяженностью более 1500 километров, начиналась в Трансантарктических горах и впадала в море Амундсена. Это указывает на то, что большая часть Западной Антарктиды в то время находилась над уровнем моря.

Полученные результаты подчеркивают важность изучения экологического и тектонического развития Антарктиды до формирования ее ледникового покрова. Понимание этих процессов важно для более глубокого исследования перехода к современному ледниковому миру.