Ещё одни жертвы антибиотиков: уничтожение бактерий в кишечнике улиток лишает их памяти

В Англии открыли вредное влияние антибиотиков на память улиток

1:58

Учёные из Университета Восточной Англии (UEA) совместно с коллегами из Университета Аберистуита нашли в дикой природе ещё одних жертв загрязнения окружающей среды антибиотиками — улиток. Научная статья об открытии вышла в ISME Journal.

Прудовикам давали их любимый морковный сок с невкусной добавкой. Особи, жившие в чистой воде, в дальнейшем отказывались от сомнительного угощения, а обитателям водоёмов, загрязнённых антибиотиками, не удалось сформировать соответствующее воспоминание — их пищевое поведение не изменилось.

Когнитивно-мнестические функции отравленных антибиотиками улиток пострадали из-за ухудшения состояния микробиома кишечника, установили исследователи.

"Хорошо известно, как важен для состояния человека здоровый микробиом кишечника. Наше исследование является первым, которое показало, что это также относится и к улиткам", — пояснила доктор Габриэль Дэвидсон из Школы биологических наук UEA, руководившая исследованием.

При переваривании пищи полезные кишечные бактерии вырабатывают вещества, благотворно влияющие на работу памяти. Эта связь обнаружена у многих животных, учёные называют её осью микробиом-кишечник-мозг. Но до сих пор в этом контексте изучались только наземные виды.

Антибиотики невозможно удалить из сточных вод — во многих пресных водоёмах в Великобритании, Европе и во всем мире их концентрация примерно такая же, какой она была в экспериментах английских биологов.

Значит, в зоне риска — не только улитки, но и другие водные животные, резюмировала Дэвидсон. Теряя память, они не смогут запоминать, где лучше добывать пищу, где повышенный риск стать жертвой хищников — одним словом, всё это пагубно скажется на выживаемости в целом.