На фоне радостной эйфории, вызванной заявлением президента Путина о наличии в России принципиально нового вида оружия (гиперзвукового, по мнению экспертов), неприятным диссонансом прозвучало сообщение о запланированном НАСА уже на этот месяц испытании своего гиперзвукового аппарата X-43A.
Американцы надеются побить предыдущий мировой рекорд скорости, установленный ими же еще в 1964 г. Вполне возможно, что наши позиции в области разработки гиперзвуковых летательных аппаратов не настолько непоколебимы, как это представляется из сообщений отечественных СМИ.
На прошлой неделе НАСА сообщило о том, что 27 марта на авиабазе "Эдвардс" в Калифорнии планируется провести летные испытания гиперзвукового аппарата X-43А. Предыдущие испытания, состоявшиеся еще в 2001 году, закончились катастрофой. При этом НАСА собирается побить рекорд скорости для реактивных самолетов. Он составляет 3529 км/ч (3,2 Мах) и был установлен еще в 1964 году американским самолетом-разведчиком SR-71 Blackbird. Еще один американский исследовательский аппарат, Х-15, установил абсолютный рекорд скорости (6,7 Мах), однако с ракетным, а не реактивным двигателем.
Беспилотный Х-43А имеет относительно небольшие размеры — 3,6 м в длину при размахе крыльев 1,5 м. Расчетная скорость — 10000 км/ч, что почти в три раза превышает текущий рекорд. В испытаниях 27 марта, однако, предполагается достичь только скорости в 6000 км/ч или 5 Мах, что почти в два раза меньше расчетных возможностей аппарата.
По сообщению НАСА, Х-43А является результатом почти двадцатилетних исследований в области создания прямоточных двигателей со сверхзвуковыми камерами сгорания (так называемых "скрамджетов"), в которых в качестве окислителя используется атмосферный кислород. Более компактная и легкая двигательная установка Х-43А позволит увеличить полезную нагрузку гиперзвуковых аппаратов и тем самым снизить эксплуатационную стоимость. В перспективе это приведет, в частности, к разработке новых, более эффективных способов доставки грузов в космическое пространство.