Первая крупная удача международной экспедиции, работающей в устье реки Ла-Плата у берегов Уругвая: водолазы подняли со дна моря дальномерную рубку немецкого линкора "Адмирал граф Шпее", затопленного в начале Второй мировой войны.
Радиолокационный дальномер — вершина технической мысли конца 30-х годов. Тогда лишь очень немногие боевые корабли были оснащены такими приборами. Его пытались поднять несколько раз, но мешала погода. И вот, наконец, удача. Скоро дальномер перевезут на берег.
"Адмирал граф Шпее" - один из трех так называемых карманных линкоров, построенных в Германии в 30-х годах. С самого начала Второй мировой войны рейдер уничтожал торговые суда союзников в Южной Аталантике.
В декабре 1939 года три крейсера блокировали "Адмирала графа Шпее" у берегов Уругвая. После 15-часового боя рейдер был вынужден укрыться в бухте Монтевидео для ремонта. Через 4 дня "адмирал-корабль" вышел в море. Англичане уже ждали его на рейде. Но капитан Лангсдорф принял решение затопить корабль, чтобы он не достался противнику. Команда заблаговременно пересела на шлюпки и отправилась в Буэнос-Айрес. Капитан Лангсдорф застрелился три дня спустя. Большая часть моряков провела годы войны в Аргентине. Многие остались там навсегда.
Пауль Баух служил на "Графе Шпее" радистом. Теперь у него собственная фабрика игрушек в городе Розарио под Буэнос-Айресом. Он уже почти не говорит по-немецки, разве что иногда со своим другом Куртом Кребсом (он был на "Графе Шпее" механиком). Они часто приходят на небольшое кладбище в аргентинской столице, где похоронены 36 моряков, погибших в сражении в устье Ла-Платы.
"Корабль пролежал на дне больше 60 лет. Я не представляю, как его можно поднять. Но если это удастся, я бы хотел посмотреть на "Адмирала Шпее" еще раз", — говорит Кребс.
Ждать придется несколько лет. По словам ученых, экспедиции понадобится три-четыре года, чтобы поднять корабль по частям на поверхность. Потом его долго будут реставрировать. В итоге "Адмирал граф Шпее" останется в Уругвае в качестве приманки для туристов.