Утверждение о том, что человеческая жизнь бесценна — не более чем популистская формулировка. На самом деле цена есть, притом довольно внушительная, пишет итальянская газета La Repubblica, перевод статьи которой публикует InoPressa.
Проанализировав данные о нелегальной торговле человеческими органами, о цене трансплантантов и некоторых медицинских восстановительных технологий, немецкий еженедельник Focus пришел к теоретическому выводу о том, что человеческое тело стоит 45 млн долларов.
Да, теоретически, это дороже, чем Бекхэм. Однако в реальной жизни человек может ничего не стоить, но приносить доход другим. "Это прекрасно осознают фармацевтические компании, проводящие нелегальные эксперименты с лекарственными препаратами в Африке", — указывает итальянская газета.
В 2001 году группа нигерийских семей предъявили иск Pfizer. Обвинение, которое фармацевтический концерн опроверг: Pfizer якобы изучала действие нового препарата на детях без соблюдения необходимых предосторожностей. Определенные резоны для этого есть. По оценке New England Journal of Medicine, каждый день задержки выхода на рынок нового препарата обходится фирме-производителю в 1,3 млн долл.
Интересный случай связан с обнаружением гена, пробуждающего редкую болезнь — эластическую псевдоксантому (Pseudoxanthoma elasticum). При этом заболевании некоторые ткани, например, кожа, очень быстро теряют эластичность. Открытие гена вызвало интерес у производителей кремов против морщин. А итальянская супружеская пара Терри, у которых двое детей поражены этой болезнью, боролись за то, чтобы ген был запатентован, а доходы были направлены на исследования. Пока безуспешно.
Как оценивают жизнь Оценить жизнь призваны суды, которые должны оценить размер ущерба в случае смерти или наступления инвалидности. Первое звено в цепи — судебный врач. "Мы ждем несколько месяцев после инцидента. Когда проявляются все последствия, мы оцениваем ущерб", — поясняет Джусто Джусти, судебный медик из римского университета Tor Vergata.
Затем данные поступают в суд. "Существуют таблицы — поясняет Антонелла Лончари, доцент права университета Триеста, — которые увязывают процент инвалидности с размером компенсации". В России аналогичная система — размер компенсации зависит от "процента утраты трудоспособности".
В Италии помимо физического ущерба (подтвержденного судебным врачом), судья может признать и моральный ущерб или экзистенциальный ущерб, компенсацию за который могут получать даже наследники.
Когда человек, понесший ущерб, вынужден отказаться от работы, компенсация за неполученный заработок осуществляется на основании информации о доходах за предшествующий год. В зависимости от того здоров он или болен, субъект получит различные суммы. По крайней мере, по подсчетам страховых компаний.