Чем хороший босс отличается от плохого? Ответ подскажут ученые

Влияние начальства на деятельность предприятия, самочувствие сотрудников и атмосферу в трудовом коллективе много лет изучают различные исследовательские компании и даже университеты.

Многие из работ были посвящены тому, как на коллектив влияют знания, навыки и характер босса.

Существует ли связь между характером начальника и здоровьем подчиненных?

Исследователи из Гарвардского университета отвечают на этот вопрос уверенно: да, такая связь есть, причем прямая.

Для того, чтобы получить этот ответ, ученые проанализировали общее состояние здоровья и взаимоотношения с непосредственным начальством у 220 добровольцев.

Оказалось, что у тех, кто работает по руководством очень строгого начальства, риск заболеть на 35% выше из-за постоянного стресса. Сотрудники нервничают из-за перспективы получить выговор или вовсе быть уволенными. Это не делает психологическую обстановку в коллективе лучше.

О карьере сотрудников лучше заботится женщина-босс

Как выяснилось, если начальник компании или подразделения — женщина, то сотрудники в среднем на 6% больше вовлечены в работу и заинтересованы ею, чем те, кем руководит мужчина. Кроме того, в рабочем процессе женщины-боссы на 10% больше участвуют в рабочем процессе и в полтора раза чаще настаивают на развитии карьеры своих сотрудников.

Такие данные были получены в ходе исследований аналитиками маркетингового агентства Gallup.

Исследователи из бизнес-школы Университета Макмастера выяснили, что ежегодный рост доходов компаний, которыми управляют женщины, на 6% выше, чем у фирм, которыми рулят мужчины. Женщина-начальник может лучше объяснить сотруднику, что она от него хочет, умеет слышать альтернативную точку зрения.

Кроме того, она терпеливее и воздействует не только на ум своих подчиненных, но и на эмоции. Также важно, что женщины-боссы более жестко относятся к вопросам бизнес-этики.

Более успешными компаниями руководят интроверты

Проанализировав поведение гендиреторов почти пяти тысяч компаний, к такому выводу пришли ученые из Гарвардского, Стэнфордского и Чикагского университетов. В ходе исследований, ученые изучили более 70 записей конференц-коллов, которые проводили гендиректора.

Затем с помощью лингвистических алгоритмов определили личностные качества каждого (интроверт или экстраверт, уровень эмоциональной стабильности, открытость новому опыту, способность соглашаться с другими, совестливость).

Выяснилось, что совершенно не склонны к эмоциональной стабильности люди, которые используют много наречий и длинных предложений, а также часто говорят от первого лица.

При этом, если во главе фирмы стоят интроверты, то показатель рентабельности активов в среднем на 2% выше, чем в компаниях с руководителем-экстравертом.

Это может быть связано с тем, что на работу в организации, где дела идут не слишком хорошо, чаще нанимают харизматичных и коммуникабельных экстравертов. При этом от них ждут решения накопившихся проблем, а это происходит далеко не всегда.

Причиной для смены работы может быть плохой шеф

По данным компании BambooHR, от плохого начальника работники уходят в 44% случаев.

Исследователи узнали, что плохой руководитель это тот, что любит присваивать себе чужие заслуги, не поддерживают подчиненных во время спора с клиентом и не учитывают право своих сотрудников на денежную компенсацию. При этом коллегам они доверяют мало, повышают или нанимают сотрудников на свой вкус.

Для руководителя лучший возраст — 50 лет

Изучив профессиональную "жизнеспособность" руководителей, ученые Хайфского университета выяснили, что с возрастом "жизнеспособность" не только не теряется, она растет — пик всех возможностей приходится у профессионалов примерно на 50 лет.

В исследовании приняли участие 545 руководителей компаний из сферы высоких технологий, инженерных и инфраструктурных предприятий.

Чем выше уровень профессиональной "жизнеспособности" руководителя, тем больше своих ресурсов он использует для достижения успеха в работе.

Начальникам лучше не шутить при подчиненных

Атмосферу в коллективе улучшают доброжелательные шутки руководства, а вот едкие замечания вызывают недовольство. К такому выводу пришли ученые из университета штата Миссури и Китайского университета Гонконга

По их словам, на отношения в коллективе гораздо больше влияют на то, как подчиненные будут воспринимать шутки начальства, чем-то, какие именно шутки оно предпочитает: доброжелательные или не очень.

Любые шутки шефа лишь ухудшают ситуацию и негативно воспринимают персоналом, если в коллективе есть конфликт и плохие взаимоотношения между сотрудниками и начальством.

Юмор помогает выстраивать и поддерживать только хорошие, ровные отношения с подчиненными, а удовлетворение от работы повышают как позитивные, так и циничные шутки, но только не сексистские или расистские.

Эффективный руководитель умеет обучать

Группа ученых Стэнфордского университета и Университета Юты изучали, в чем состоит главная ценность руководителей. Оказалось, что хороший начальник — это не тот, кто мотивирует сотрудников или наблюдает за ними, а тот, кто обучает более эффективным методам работы.

Именно поэтому авторы исследования делают вывод о том, что "обучение", то есть передача более эффективных методов и навыков работы, является важнейшей составляющей эффективного руководства.

Шеф кричит на подчиненных при потере самоконтроля

Этично вести себя с подчиненными стараются большинство руководителей, но иногда они становятся заложниками морального лицензирования, когда человек, какое-то время неукоснительно соблюдающий правила и нормы, решает, что достаточно побыл "хорошим" и может позволить себе нарушить привычные нормы.

К такому выводу пришли психологи из Университета штата Мичиган, которые несколько дней наблюдали за 172 руководителями промышленных предприятий, учреждений здравоохранения, образования и торговых компаний.

Ученые выяснили, что боссы, стремящиеся честно придерживаться моральных норм и кодекса общения с подчиненными, часто подавляют собственные интересы, заставляют себя действовать "правильно", а не "выгодно".

Это ведет к тому, что у шефа наступает психологическое истощение, это снижает его способность к самоконтролю и повышает вероятность агрессивного поведения. Такое состояние начальства может закончиться моральным лицензированием, когда босс начинает кричать, насмехаться над сотрудниками или третировать их молчанием.

Обсудить