Событие, произошедшее на шельфовом леднике Ларсен С, привлекло к себе внимание мировой общественности. От Антарктиды откололся айсберг, масса которого составляет один триллион тонн. Стоит отметить, что ледник имеет масштабные размеры: его площадь почти 6 тысяч кв км.
Его уже внесли в реестр айсбергов, где он занял почетное место среди самых крупных "собратьев". Откалываться от шельфа он начал уже давно, первые трещины эксперты заметили семь лет назад. Трещина серьезно углубилась в прошлом году, а 10-12 июля айсберг отделился окончательно.
К слову, ученые рассказали, что такие события происходят довольно редко, примерно раз в 20 лет. Спрогнозировали специалисты и судьбу отколовшегося куска. Вероятно, он развалится, а затем будет таять в течение нескольких лет.
Ранее ученые заявили: мир близок к климатической катастрофе. К ней может привести усиленное таяние ледников в Арктике. Из-за него выбрасывается большое количество метана. Об этом рассказали в лаборатории арктических исследований Тихоокеанского океанологического института (ТОИ) им. Ильичева ДВО РАН. Дело в том, что в ледниках содержатся газы, которые высвобождаются и попадают в атмосферу при таянии. Ежегодно в Арктике выбрасывается столько же метана, сколько из всех морей Мирового океана.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Артуру Чилингарову, советскому и российскому исследователю Арктики и Антарктики, крупному российскому ученому-океанологу.
— Все очень волнуются относительно отколовшегося в Антарктиде айсберга. Вы назвали это явлением планетарного масштаба и утверждаете, что самое главное теперь — вести за ним наблюдение. Это как-то скажется на климате, течениях?
— На течениях, уверен, не скажется, и никакого вреда для климата он не принесет. Насчет того, что размеры внушительные: и раньше были такие случаи. Он под надзором ученых, наблюдающих за движением ледников. И образование данного айсберга ждали, трещина была давно.
Действительно, пока там арктическая зима, он откололся, но не тает, а как наступит лето, будет необходимо наблюдать за его дрейфом. Есть для этого разные способы, в том числе космические. Арктической ночью доступна только спутниковая информация. Я сам целый год провел на айсберге, зимовал, это было в арктической зоне России. Этот остров имел площадь 8 на 12 километров.
— А причина — это не глобальное потепление?
— Это обычная ситуация. Периодически в Арктике наступает тот момент, когда рождаются айсберги. Это ледяные острова, которые могут быть разных размеров. На этот раз он очень большой. Наблюдения за ледяным покровом ведут многие страны, многие ученые. Это очень важно, чтобы предсказать разные ситуации, которые могут быть.
— Площадь айсберга огромна: с Эстонию, как уже успели посчитать. На вашей памяти были столь же гигантские объекты?
— Сейчас — да, площадь в две Москвы. Помню, были айсберги площадью и сто километров. Были айсберги, которые затрудняли обеспечение снабжения американской станции.
— Нашлись уже те, кто считает, что такому добру не надо пропадать зря, нужно его транспортировать туда, где пресной воды не хватает, и продавать.
— Да, такая гипотеза есть давно, есть ученые, которые такие системы разрабатывают. Я занимался вопросами транспортировки айсбергов для пресной воды. Но это тема очень глобальная, и задача не так просто решается. Надо наблюдать за движением айсберга, сейчас технические средства уже есть, которые позволят его буксировать. Только с такими габаритами это будет очень непросто.