Чем больше у человека "конкурентов", занимающихся рядом с ним в спортивном зале, тем более охотно и дольше занимается человек физическими упражнениями. К такому выводу пришли ученые, пишет журнал Preventive Medicine Reports.
По их мнению, с одной стороны, атмосфера благожелательности в спортивных учреждениях часто работает сама против себя, так как она привлекает внимание всех людей к тем посетителям спортзалов, которые наименее всего активны. Это порождает негативную спираль, заставляющую их посещать их еще меньше.
В то же время, наиболее активные люди задают в спортзале некий тон, который стимулирует других активнее заниматься спортом, так как люди начинают ожидать от себя большего, уверен Дамон Сентола из университета Пенсильвании (США).
В такому выводу Сентола и его коллеги пришли во время наблюдения за группой из почти восьми сотен студентов университета, которым они предложили бесплатно посещать тренажерный зал на протяжении 11 недель в рамках одной из государственных программ, не связанных, на первый взгляд, с психологическими исследованиями.
Студенты даже и не знали, что принимают участие в проекте, в ходе которого ученые хотели выяснить их мотивацию при посещении спортзалов и фитнесклубов. Для этого ученые создали несколько разных сайтов, которые фактически предлагали учащимся поучаствовать в одной и той же программе, но пытались завлечь их разными способами.
Помимо рекламы, на некоторых версиях этих порталов так же выводилась негативная или позитивная статистика посещений, в том числе различные "рекорды" посетителей и советы тем, кто мало посещал спортзал. В некоторых из них эти рекорды выводились исключительно в индивидуальном порядке, отражая статистику только самого посетителя курсов, а в других - видеть данные по успехам других "команд" и отдельных студентов.
Кроме различных соревновательных мер, ученые так же проверили, как работают типичные приемы, которые сегодня применяются в американских вузах и школах для стимулирования учащихся - группы доверия, участники в которых могут побуждать друг друга к занятиям спорта, и "подцепление" особо активных спортсменов к командам "прогульщиков".
Таким образом ученые еще раз подтвердили известную английскую поговорку: "Хочешь сделать что-то популярным, преврати это в спорт": те пользователи, которые посещали "соревновательные"версии сайта, почти в два раза чаще в среднем ходили на занятия и гораздо активнее занимались фитнесом и зарядкой, чем те студенты, которых ученые поместили в "группы доверия". Причем этот эффект проявлялся как в групповых, так и в индивидуальных версиях сайтов, из чего ученые сделали вывод: важнее соревнование, а не его характер.
На основании своих выводов ученые посоветовали всем владельцам спортзалов и спортивным преподавателям в университетах стимулировать соперничество между посетителями, разбивая их на команды и заставляя их бороться за некое звание или символический приз.
Соревновательность в спорте, как добавляют ученые, имеет и другие плюсы - она заставляет людей отказываться от табака, алкоголя, вредной еды и прочих негативных вещей, мешающих им достичь максимума в борьбе с конкурентами. Поэтому подобные меры будут не только повышать популярность спортзалов, но и помогать людям улучшать свое здоровье, заключают ученые.
Как известно, многие люди приходят в спортзалы с целью похудеть. Как же им помогают в этом фитнес-трекеры? Это попытались выяснить ученые из Питтсбургского университета. Для этого они провели исследование, в котором приняли участие 470 добровольцев, имеющих избыточный вес, в возрасте от 18 до 35 лет. При этом испытуемые уже вели борьбу с лишними килограммами не менее двух лет.
Испытуемых разделили на две группы, в одной добровольцы использовали фитнес-гаджеты, которые подсчитывали калории, физическую активность и число сердечных сокращений, а в другой - нет. Оказалось, что в группе, где добровольцы не применяли трекеры, эффект от занятия был почти в два раза более эффективным.