Россия загибается в технологическом плену – эксперт

Россия попала в прочную технологическую зависимость от зарубежных стран и технологий. Об этом заявил председатель экспертного совета по науке и промышленной политике в МГД, представитель губернатора Иркутской области в Москве Евгений Балашов в разговоре с корреспондентом Правды.Ру.

Корни всех бед кроются, во-первых, в абсолютно недостаточном финансировании, а во-вторых, в незаинтересованности властей и бизнес-структур в развитии отечественной науки.

По словам Евгения Балашова, на науку и образование комплексно государство выделяет три-пять процентов от ВВП, меньше одного процента этих денег уходит на научные исследования. В то же время в таких странах, как Финляндия, Германия, Франция и США, только на научные исследования уходит по три процента от ВВП.

"Динамично финансируются разработки оборонных отраслей. А что касается депрессивных отраслей — это все, что связано с разработкой новых материалов. В целом, обрабатывающая промышленность плохо финансируется, не просто недостаточно, а крайне низко. По некоторым отраслям, допустим, разработка новых подшипников, - вообще ноль. Станкостроение, разработка новых станков и оборудования — ноль. Сельскохозяйственные исследования, биотехнологии — меньше одного процента", — перечислил в беседе с Правдой.Ру Евгений Балашов. Он также отметил, что большие суммы уходят в пользу развития нанотехнологий, однако эффекта никто не чувствует: нет результата от внедрения, на нулевом уровне инновационная составляющая. "Это выведение бюджетных средств за пределы российской экономики. Все это внедряется, но не у нас", — резюмировал эксперт.

Финансирование науки сегодня происходит только по двум-трем федеральным органам власти, что, на взгляд собеседника Правды.Ру, крайне неэффективный метод, так как это, помимо прочего, происходит на конкурсной основе и только в контексте интересов образовательных учреждений.

"А что касается поддержки научных коллективов, то ее нет из-за бюджета. Первое — нет поддержки трудовых коллективов разработчиков, и второе — отсутствует поддержка внедрения новых знаний в промышленность", — рассказал Правде.Ру Евгений Балашов. Дело в том, объяснил он, что зарплату получают те, кто принадлежит академическому сектору науки, то есть фундаментальные исследовательские коллективы. А прикладная наука, которая работает в отраслях реального сектора экономики, получает полный ноль. Эти коллективы выживают своими силами, но большинство от безденежья просто прекращают существование.

При этом нельзя сказать, что наука — слишком дорогое удовольствие для государства и ее обслуживание значительно подорожало. Цены и потребности здесь, как и везде, зависят от курса доллара и растут соразмерно с ним. "Наука подорожала на столько же, на сколько подорожала жизнь ученых. На сегодняшний день средняя заработная плата в секторе фундаментальной науки — это крохи, 20-30 тысяч рублей в среднем. Наука в образовательных учреждениях тоже еле выживает. Отраслевая наука просто уничтожена и не восстановлена. Над этим надо действительно думать в первоочередном порядке", — считает эксперт Правды.Ру.

Сегодня важно, по мнению Евгения Балашова, на государственном уровне возродить отраслевые институты, ведь именно здесь разрабатывались новые технологии, совершенствующие промышленность и позволяющие стать ей конкурентоспособной на мировой рынке.

Ситуация безрадостная, так как не осталось государственных предприятий, да и бизнес постепенно уходит из этих сегментов. Заводы по Москве массово превращаются в лофты и бизнес-центры. Большая часть оборудования для оставшихся закупается за границей, оттуда же приходят инновации и идеи. "Поэтому мы фактически пришли к полной технологической зависимости от зарубежных стран и от зарубежной науки. Естественно, зарубежная наука заинтересована продать свой товар на российский рынок, — выразил обеспокоенность ситуацией в беседе с Правдой.Ру Евгений Балашов. — Мало не то, чтобы говорить об импортозамещении в научном секторе экономики, а важно действительно обратить внимание президента страны, правительства РФ на то, что российский бизнес не торопится финансировать научную сферу, то есть у нас нет корпоративного сектора науки".

То же самое происходит и в жилищно-коммунальном хозяйстве, сказал Правде.Ру эксперт. Москва не тратит ни копейки на то, чтобы московские коллективы занимались разработкой своего продукта, зато огромные деньги уходят на закупки материалов, того же асфальта, из других стран. "Это была установка мэра Москвы — не будем разрабатывать свое, будем закупать на рынке. Но на рынке же старое китайское! А для Москвы это новое. И дозакупались, разогнав все коллективы и убрав финансирование науки", — сказал эксперт Правды.Ру.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить