"Яндекс" и Google обяжут отвечать за достоверность новостей

"Яндекс" и Google обяжут отвечать за достоверность новостей?

На рассмотрение парламента поступил законопроект, ограничивающий долю контроля иностранными организациями более 20% контента в крупных новостных агрегаторах.

Сейчас такой закон уже действует для всех СМИ. Если новая инициатива будет принята, правила коснутся только тех проектов, что имеют аудиторию свыше млн пользователей в сутки.

Реестр их составит и будет контролировать  Роскомнадзор.

В рамках изменений предполагается обязать новостные регуляторы проверять достоверность появляющейся  в них общественно значимой информации, вне зависимости от ее первоисточника.

"Идеологические манипуляции имеют место, и мы должны их контролировать и минимизировать иностранное влияние", - приводит "Коммерсантъ" слова одного из авторов законодательной инициативы, депутата Алексея Казакова.

Его коллега, кого издание не называет, отмечает ее необходимость тем, что крупные ресурсы, вроде "Яндекс.Новости" и Google,  "определяют новостную повестку,ранжируя новости, эта функция требует той же ответственности, как у СМИ".

Руководство "Яндекса" после появления такой информации  в очередной раз напомнило, что не имеет редакции, а материалы, попадающие в топ "Яндекс.Новостей", отбираются автоматически и регуляторами.

"Таким образом, "Яндекс.Новости" объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации,подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность", - заявили в компании.

Стоит отметить, что представители поисковой системы Rambler не видят проблемы в принятии такого законопроекта и считают, что осложнений в работу новостных агрегаторов он не внесет.

"Рамблер.новости" предоставляется ООО "Рамблер Интернет Холдинг", которое является российским юрлицом. Многие из партнеров Rambler&Co уже являются СМИ и без нашего вмешательства сами следуют букве закона. Хотя мы, конечно, на всякий случай проверяем и их перед публикацией. В случае выявления нарушений, мы всегда предпринимаем все меры для их прекращения, и планируем предпринимать их и впредь. Поэтому для Rambler&Co с принятием проекта ничего принципиально не поменяется",- отметили в компании. 

Руководитель Комитета ГД РФ по информационной политике Леонид Левинуточнил, что данный законопроект будет рассматриваться и в рамках экспертного совета, который состоится во второй половине марта.

В обсуждении примут участие все заинтересованные стороны, в том числе представители исполнительных органов власти и эксперты  сферы высоких технологий. 

Депутаты считают, что данный законопроект целесообразен потому, что большинство пользователей получают новостную информацию через поисковые системы.

Согласно исследованию Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), 67% россиян доверяют информации, полученной из "Яндекс. Новостей", Mail.ru, Рамблер, Google и других поисковиков, в связи с чем так важно обеспечить ее достоверность.

Еще 36% россиян читают новости в социальных сетях и блогах (Twitter, Facebook, "ВКонтакте"), а еще 17% респондентов предпочитают интернет-СМИ.

Напомним, что о планах открыть информационное агентство,сообщения для которого будут отбираться автоматизированным путем, "Яндекс" заявил еще в прошлом году.

О том, как это отразится на статистике работы СМИ и изменятся ли от этого параметры поиска "Яндекс. Новостей", рассуждал на своей страничке в Facebook председатель совета директоров Pravda.Ru Вадим Горшенин.

"Яндекс" начнет рассылать в СМИ сообщения агентств, подрывая экономическую основу их существования. Ведь понятно, что тот это может резко сократить у ИА количество подписчиков среди СМИ. И если для "России сегодня" это не так страшно с их финансированием, то для того же "Интерфакса" это может оказаться крайне губительным...",- отмечал он.

"Среди менеджеров и программистов достаточно сильны псевдолиберальные, протестные идеи. Многие из них остаются активными участниками "белоленточного" движения. Имея под рукой мощный механизм контроля новостной среды, сложно удержаться от соблазна осуществить тонкую наладку механизма поиска, акцентировать внимание населения на определенных проблемах общества, придать работе алгоритмов некоторую политизированность",- высказывались другие журналисты.

Сможет ли "Яндекс", а за ним и Google, если не ответить за достоверность новостей, то хотя бы продолжить работать с ними "беспристрастно" и "на автоматизме", как и планировал?

Покажет время. И новые настроения среди их аудитории.

Обсудить