В британской ежедневной газете The Guardian появилась статья, где профессор Королевского Мельбурнского технологического института Кристиан Беренбрух назвал ряд причин, по которым люди в XXI веке вопреки логике до сих пор верят в псевдонаучные факты, рекламу и рассчитывают на чудодейственный эффект от всевозможных БАДов.
Во-первых, это сожаление о потерянных средствах. Почти каждый хотя бы раз в жизни досматривал неинтересный фильм до конца только из-за потраченных денег на билет. Тот же принцип работает, когда человек следует какой-либо теории и чем дальше, тем яростней ее отстаивает, даже если в какой-то момент внутри себя осознает ошибку. Отступиться от идеи на полпути означает признать, что ты изначально ошибался. К сожалению, не все на это способны.
Во-вторых, следование шаблонам. Члены общества программируются мыслить стереотипам. Человеку хочется чем-то оправдать полюбившуюся теорию, и он выбирает выгодные ему факты, игнорируя другие, иногда очень важные.
В-третьих, иллюзия группирования. Через наш мозг ежедневно проходит огромное количество информации. В таком бесконечном потоке часто бывает крайне трудно уберечь себя от ошибочных выводов. Нередко нам подсознательно хочется соединить в действительности не относящиеся друг к другу элементы. В этом случае мы поддаемся иллюзии и группируем факты ложным образом. А отказаться от получившейся красивой картинки впоследствии бывает очень сложно.
И, наконец, в-четвертых, эффект Даннинга — Крюгера. Пугающий термин скрывает за собой всем знакомую схему: чем меньше человек знает, тем он увереннее в себе. И наоборот, чем образованнее человек, тем больше он сомневается в своих знаниях — известная сократовская формула "я знаю, что ничего не знаю".
Все это затрудняет коммуникацию между широкой публикой и настоящими учеными. Вероятно, главный путь к преодолению этого — работа над собой.