Российская навигационная система ГЛОНАСС сдана миобороны РФ для проведения финальных испытаний, сообщил гендиректор ОАО "Российские космические системы" Андрей Тюлин.
Тюлин пояснил изданию Известия, что "мы предъявили систему заказчику к финальным испытаниям, которые идут сейчас. В ходе испытаний заказчик высказал нам определенные замечания, которые мы устранили, и 5 ноября испытания были возобновлены. Забегать вперед не хочется, но могу сказать, что мы прикладываем все усилия, чтобы завершить эту работу. И очень надеемся, что по результатам испытаний система будет принята в эксплуатацию".
Как сообщала Правда.Ру, ГЛОНАСС предполагалось официально сдать в эксплуатацию еще в 2012 году, после того, как была завершена Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система" на 2002-2011 годы. Однако после календарного завершения той ФЦП у заказчика в лице минобороны оставались вопросы по функционалу наземного комплекса управления (НКУ) системы.
По словам Тюлина, реализовать все заложенные технические характеристики системы не представляется возможным. Испытания системы ранее были приостановлены, заказчик дал возможность промышленности доукомплектации. Отметим, что до официального приема в эксплуатацию система ГЛОНАСС остается в стадии научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.
Сегодня навигационный сигнал ГЛОНАСС начинает применяться в таких системах, как "Платон", "ЭРА ГЛОНАСС", обсуждается применение показаний ГЛОНАСС в страховых продуктах. Пока ГЛОНАСС официально в стадии НИОКР, то есть в процессе создания, ее данные могут применяться ограниченно и в определенных случаях могут оспариваться, так как де-юре это показания недоделанной, незавершенной системы.
Тюлин также напомним, что работы должны были завершиться в 2011 году и с этого времени у той техники, которая была тогда поставлена, уже истекли сроки гарантийного ремонта, обязательства поставщиков закончились. "Но она эксплуатируется, выходит из строя. И получается так, что ремонтировать ее, пока она не принята была в эксплуатацию, приходится нам за свой счет. Потому что министерство не может по эксплуатационным контрактам тратить деньги на технику, которая не принята в эксплуатацию. Получилась такая вилка — систему не приняли в эксплуатацию и она повисла на балансе предприятий Роскосмоса", — подчеркнул он.
При этом поставщикам комплектующих в условиях санкционного режима ощутимо легче приобретать за рубежом электронно-компонентную базу (ЭКБ) для системы, конечным пользователем которой является Роскосмос, а не минобороны. Официальные каналы для поставок американских электронных компонет для таких систем, как ГЛОНАСС, и так уже перекрыты с прошлого года. А европейские поставщики, с которыми пока удается поддерживать отношения, придают большое значение тому, является ли конечный пользователь военным или гражданским.